А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Книга Д Андреева "Русские боги" - сочинение


Самым близким Д. Андрееву оказывается поэтическое выражение мистериального духовного опыта: в западной культуре стихи Данте и Гёте, в русской - народные духовные стихи, акафистная гимнография, творчество поэтов мистико-философской ориентации: Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета и особенно Вл. Соловьева и поэтов-символистов XX в. В этой духовной системе поэтический мир Д. Андреева воспринимается как развитие общей традиции.

Книга Д.Андреева "Русские боги" включает в себя произведения, созданные поэтом в 1933-1956 гг. В предисловии поэт определяет ее жанр как поэтический ансамбль. Среди произведений такого жанра следует назвать книги В. Брюсова, Вяч. Иванова, К. Бальмонта, А. Белого и особенно А. Блока и М. Волошина, давших образцы своеобразного лирического эпоса. Это трехтомник лирики А. Блока (1898-1916), который поэт определяет как "трилогию", и "Неопалимая Купина" М. Волошина (1915-1924), также состоящая из тематически связанных глав-разделов, вобравших в себя предшествовавшие книги поэта.

Вслед за опытами поэтов-символистов художник создает произведение, которое композиционно раскрывается как единое поэтическое целое. В предисловии Д. Андреев пишет о структуре книги: "Главы эти весьма различны по своему жанру: здесь и поэмы, и поэтические симфонии, и циклы стихотворений, и поэмы в прозе. Ни одна из этих частей не может, однако, жить вполне самостоятельной жизнью... Все они - звенья неразрывной цепи; они требуют столь же последовательного чтения, как роман или эпопея".

Книга Д.Андреева "Русские боги" представляет собой образец мифологического творчества. Большинство произведений здесь напрямую связаны с трансфизическими откровениями поэта. Объединяемые мистико-философской концепцией, они реализуют целостную мифологическую систему. Книга может рассматриваться как апокалипсис, т.е. откровение тайн истории и шире - судеб человечества и Земли в системе эсхатологической перспективы. Родоначальником этого типа творчества в русской культуре рубежа XIX-XX вв. был Вл. Соловьев.

Особенностью апокалиптики Д. Андреева является то, что в своих метаисторических откровениях он идет не от символа к мифу, как это было в апокалиптике русских поэтов-символистов, обращавшихся к теме истории, а, наоборот, от мифа к символу. В своем мифологическом пространстве он воспроизводит ту реальность, которая усваивается им непосредственно, в живом мистическом опыте.

Этим определяется специфика образности и идейно-философского содержания произведения.
В центре книги - русская история в ее переломных, судьбоносных моментах. Образ времени в целом развивается от современности, от 1930-х годов XX в. (глава "Святые камни", 1941 - 1950), через погружение в мир и ритм советских будней (глава "Симфония городского дня", 1950) - к мистериальному ясновидению истории, последовательно разворачивающемуся с 3-й главы книги "Темное видение" (1949-1950).


 
Русская история раскрывается в произведении как арена борьбы ангельских сил, покровительствующих России, и сил Синклита, Собора святых, родомыслов и "гениев" русской культуры - с демоническими существами, препятствующими осуществлению Небесного Призвания России. Главой светлых сил является ангел-народоводитель, дух-покровитель нации, которого поэт называет демиургом Яросветом (глава 9-я, цикл стихотворений "Сказания о Яросвете" (1942-1958). Свое творческое призвание и мистериальную судьбу Д. Андреев напрямую связывает с его именем: "К огню и стуже - не к лазури - | Я был назначен в вышине, | Чуть Яросвет, в грозе и буре, | Остановил свой луч на мне". Поэт называет своего "гения", посланного Яросветом, даймоном, используя для этого слово Сократа, которое иногда ошибочно заменяется "демоном". Трагизм борьбы за Россию определяется тем, что русский демон великодержавия - уицраор был рожден в период татаро-монгольского нашествия для защиты от демона-агрессора по воле самого Яросвета. Уицраор как демоническое существо не заинтересован в уничтожении нации, а лишь в ее порабощении. Психические эманации, связанные с проявлением великодержавного насилия, являются, по Андрееву, пищей демона, поставляемой ему особыми трансфизическими существами - игвами (7-я глава, поэма в прозе "Изнанка мира", 1955-1958). В исторической сфере смена уицраора определяет смену политической власти, очередную борьбу за господство. Поэтому государственная власть неизменно оказывается в сфере влияния демонического существа, темных антибожественных сил. Этот мистериальный опыт описывается в поэме "Гибель Грозного" (1951) и поэтической симфонии "о великом Смутном времени" "Рух" (1952). В центре 14-й главы книги "Александр" - судьба Александра I, который, как пишет Д.Андреев, "поняв трагическую нерасторжимость греховного узла своей власти", вступил на путь духовного подвига и подвизался в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. Мистериальные связи открывались Д.Андрееву и в событиях Второй мировой войны. Видение уицраора описывается в поэме 1943 - 1953 гг. "Ленинградский апокалипсис" (6-я глава книги). Мистериально-апокалиптический лик войны показан в стихотворениях 5-й главы "Из маленькой комнаты": "Враг за врагом..." (1937), "Вижу, как строится. Слышу, как рушится..." (1937), "Наитье зоркое привыкло..." (1950), "Размах" (1950), "Шквал" (1942-1952), "Беженцы" (1942-1952), "Баллада (Эвакуация вождя из Мавзолея в 1941 году)" (1942- 1952), "Не блещут кремлевские звезды..." (1941) и др. Антитезой темным откровениям истории становятся главы, посвященные мистериальному облику природы и Небесному Призванию России. Глава "Миры просветления" целиком посвящена ведению иных миров. Отсюда названия стихотворений, соответствующие названиям этих миров - "Шаданакар", "Ирольн", Даймоны", "Олирна", "Файр", "Готимна" и др. В стихотворении 1956 г. "Не ради звонкой красоты...", входящем в 17-ю, предпоследнюю главу "Сквозь природу", Д. Андреев объясняет появление этих названий непосредственным мистическим знанием: "Нет, я из книг их не беру. | Они подсказаны перу Златыми снами. | Они - оттуда, где звенят | Миры других координат, | Соседних с нами".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Книга Д Андреева "Русские боги". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Андреев > Книга Д Андреева "Русские боги"
Леонид Андреев

Леонид  Андреев


Сочинение на тему Книга Д Андреева "Русские боги", Андреев