А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Человек и рок в произведениях Л Н Андреева - сочинение


Леонид Николаевич Андреев, пожалуй, один из самых пессимистических писателей в литературе начала XX в. Его творчество — это своеобразная реакция человека на неспокойное, смутное время, на страшные годы России. Все его произведения пропитаны духом эпохи. Он чувствует, что старый мир вот-вот рухнет, при этом он совсем не верит в стремительное и великолепное возрождение. Художественный мир Л. Андреева мрачен, действует угнетающе, полон неразрешимых противоречий. Жизнь изображается трагичной в своих основах. Писатель не находил в действительности добрых и светлых начал. Еще в юности мир казался ему «пустыней и кабаком». Неслучайно главным героем произведений Л. Андреева становится ужаснувшийся абсурдности жизни и отчаявшийся человек. Он страдает от одиночества, чувствует себя игрушкой в руках рока. Миром правят силы зла, поэтому люди находятся в зависимости у непреложного. Попытки противостоять жестокой судьбе тщетны. Наверное, поэтому в большинстве произведений Л. Андреева рассказывается о трагическом поединке человека с роком.

Концентрацией безумия, жестокой бессмысленности жизни становится образ «фасного смеха» в одноименном рассказе. Л. Андреев, используя этот зловещий символ, стремится показать, что мир находится на краю пропасти, что его дни сочтены. Кровавая бездна рано или поздно поглотит человечество. Картину братоубийственной войны писатель рисует в бессвязных отрывках «найденной рукописи». Отдельные эпизоды не имеют ни начала, ни конца. Текст рассказа так же «расколот», как и изображенный в нем мир. «Безумие, и ужас»— эти слова, повторенные многократно, становятся лейтмотивом не только произведения, но и жизни. Вызванный событиями Русско-японской войны, рассказ вырастает до философского обобщения. Андреев, видя бессмысленность и трагическую абсурдность происходящего, показывает, что люди беспомощны и несвободны: прекращение бойни не в их власти, поэтому они продолжают убивать друг друга. Солдаты — заложники чьей-то злой воли. Рассказ производит «потрясающее, оглушающее впечатление». Мир, который представлен в нем, лишен всех нравственных ориентиров и ценностей. И это самое страшное.

Надвигающийся кошмар парализует волю человека. От вмешательства рока невозможно спастись. Трудно оставаться «вполне хорошим», когда мир плох.

Каждое произведение Андреева убеждает нас в том, что во Вселенной торжествует «вненравственный хаос». В современном мире нет Бога, есть злая предопределенность. Это горькое открытие стоило жизни деревенскому священнику Василию Фивейскому. В нем нетрудно узнать «печальногої брата» библейского Иовы. Но в отличие от мифологического героя, вознагражденного за истинную  веру Божьей милостью, священник Василий не получает ничего, кроме еще больших испытаний. Фивейский искренен в своем поклонении Всевышнему. Он мужественно перенес смерть сына, запой жены а и затем ее гибель в сгоревшем доме. Не роптал священник, когда его второй сын родился идиотом. Василий ждал божественного знака, хотя верить становилось все труднее. Как заклинание звучат его слова «Я верую!», произносимые после каждого удара судьбы. Но все больше сомнений и отчаяния  в душе героя.

 Непреодолимые страдания привели священника к бунту, к отречению от единственного духовного богатства, которое оказалось не в состоянии избавить людей от мук. В порыве безумной гордыни отец Василий почувствовал себя богоравным и захотел воскресить человека. Над телом умершего работника он произносит слова Христа, но лишь повергает в ужас тех, кто собрался в церкви.  Бунт Василия не только не принес ему счастья, но окончательно разрушил его внутренний мир. Утрачивая веру, герой теряет смысл жизни.


 
Ему остается только умереть. Драма Василия Фивейского — еще одно страшное доказательство бесплодности попыток человека противостоять судьбе, року. За всеми действиями героя следила «зло-: вещая маска» идиота — символ «злой преднамеренности жизни». Бесприютность людей объясняется их несвободой от жестокой и неотвратимой судьбы. В пьесе «Жизнь человека» Андреев заостряет тему зависимости личности от воли рока. Человек приходит в мир из неведомого черного океана. Туда же ему неизбежно предстоит вернуться в назначенный час. Человек не хозяин своей жизни. Рядом с ним все время некто в сером — символ всего того, что препятствует свободе личности, символ «железного предначертания». Главный герой пьесы, собирательный образ, воплощение всех людей, «влекомый временем... непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он некогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час, минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствием, он покорно совершит круг железного предначертания». Пять картин пьесы, показывающие пять периодов человеческой жизни, иллюстрируют эту мысль. Попытки героя победить непреложное наталкиваются на равнодушие некоего в сером с горящей свечой в руках, монотонно повторяющего: «Но убывает воск, съедаемый огнем. Но убывает воск». Однако и сам писатель, и многие его современники видели истинное величие и трагизм в том, что Человек, несмотря ни на что, не сдается, а борется до конца. По мнению А. Блока, герой пьесы не побоялся вызвать на бой «неумолимую, квадратную, проклятую судьбу». По мнению Леонида Андреева, человеческая жизнь одинока и печальна, она словно механизм. Действительность же жестока и беспощадна. Писатель сострадает героям, которые утратили последнюю опору в мире, но интерес вызывают у него те, кто сохранил способность к сопротивлению, к борьбе, для кого само отчаяние становится источником самопознания и самосовершенствования. Пусть у этой борьбы совсем нет перспектив, пусть человек обречен, но он не должен добровольно соглашаться на роль покорного орудия в руках судьбы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Человек и рок в произведениях Л Н Андреева. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Андреев > Человек и рок в произведениях Л Н Андреева
Леонид Андреев

Леонид  Андреев


Сочинение на тему Человек и рок в произведениях Л Н Андреева, Андреев