Раскрытие проблемы личности в романе Л Н Толстого «Анна Каренина» - сочинение
Максим Горький когда-то назвал Л. Толстого “человеком человечества” и небезосновательно. Непреложным фактом, проверенным временем, есть то, что творчество русского писателя Л.Г. Толстого, 180-тую годовщину которого мы отмечаем сегодня, заслуженно вошла в казну мирового литературного искусства. В чем же секрет его популярности? Наверное, в том, что ведущей идеей, пафосом всего художественного задела художника есть, с одной стороны, утверждения идеи общения и духовного единства людей, с другой - возражение их отчуждение и разъединение. По своему смыслу и сущностью эти вопросы являются вечными, общечеловеческими, такими, что приобрели сегодня планетарное значение. Злу разъединения Толстой противопоставлял свой идеал духовного единения людей, изображенный практически во всех его произведениях. И если “Война и мир” является поэмой единения, то “Анна Каренина” - трагедия разъединения, что и составляет внутреннюю связь двух романов, которые, вместе с тем, различаются за многими своими художественными параметрами.
Центральной здесь выступает проблема личности в обществе, решение которой и может привести к утверждению идеи духовного единства между людьми.
Удивительно остро выдвигалась эта проблема в 60-е года позапрошлого столетия. Ей отвечал сложный психологический анализ, который стал одним из открытий русской литературы в творчестве Толстого и Достоевского, высоко оцененным художниками мира. На подтверждение приведем слова Т. Манна о Толстом: “Мир, возможно, не знал другого художника, в котором вечно эпичное, гомеровское начало было бы таким сильным, как Толстого. В его творениях живет стихия эпоса, ее величественное однообразие и ритм, подобный размеренному дыханию моря, ее терпкая, могущественная свежесть, ее палящая пряность, крепкое здоровье, незыблемый реализм “.
Укажем, что творческую задачу Л. Толстого в “Анне Карениной” - провести морально психологический эксперимент, чтобы отыскать главную пружину общественного механизма, который губит людей, и найти противоядие этому губительному влиянию. Проведение параллелей между романами “Война и мир” и “Анна Каренина” даст возможность проследить процесс деградации общества, которое спровоцировало трагедию личности. Здесь следует провести параллели между произведениями “Война и мир” и “Анна Каренина” для сравнения духовных состояний общества. Результаты этой работы итак можно зафиксировать в таблице. Эта информация значительно облегчит дальнейшую аналитическую деятельность и работу над выводами.
Образ Анны Карениной в литературной критике
* Анна - грешница
* “Анна забыла любовь и бога и умерла” (М. Громека). “Анна изменила мужу, бросила сына и сделалась “потерянной женщиной” (В.Вересаев).
* Анна - святая
* “…Рабству она предпочла смерть… Именно в этом мы ощущаем духовную красоту и поэзию жизни и борьбы Анны” (Н. Успенский).
* “В чем же она виновата? Она хочет жить. Бог вложил нам это в душу…” или “Гадкая, отвратительная женщина, без сердца… дурная женщина”. Персонажам, ко всему романа в целом: к той неправде и лжи, к тому злу и обману, жертвой которых и гибнет Анна”. Прогнозируемый вывод: “Она погибнет” Б. Ейхенбаум.
Анна - женщина, которая живет за формулой: “Любовь = жизнь” для нее любовь заключалась в стремлении жить всеми человеческими чувствами, жить в согласии с миром, его красотой, его правдой, любить весь мир и ощущать любовь мира к себе” (В. Ермилов). Итак, именно это свидетельство может быть положено в основу вывода и стать ответом на вопрос “Виновна ли Анна?” вместе с аргументами, найденными в ходе анализа произведения Л. Толстого “Анна Каренина”.
* “Я не виновата в том, что бог меня сделал такой, что мне нужно любит и жить… “
Существенную роль в поиске ответа на главный вопрос произведения сыграет схематическая наглядность, которая репрезентует структурированный, систематизированный и обобщенный учебный материал с выводами. В объединении со словом эта разновидность наглядности дает возможность значительно повысить эффективность изучения литературы. Попробуем доказать тезис В. Ермилова о том, что в романе нет суда над Анной Карениной. Аргументом будет отношение самого автора к своей героине. Свою мысль относительно авторской оценки высказал Б.М. Ейхенбаум в статье “Толстой и Шопенгауер”, где указал, что “Толстой, очевидно, хотел сказать не то, что бог осудил Анну, а то, что он, автор, отказывается судить Анну и запрещает это читателям. Трактовка самоубийства Анны как наказания отпадает. Она - жертва, которую можно только жалеть. Так и было в первоначальном замысле романа, записанном С.А. Толстой: “Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и невиноватой”. Слова: “Мнет отмщение, и Аз воздам” относятся не к Анне, а ко всем.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Раскрытие проблемы личности в романе Л Н Толстого «Анна Каренина». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Анна Каренина
> Раскрытие проблемы личности в романе Л Н Толстого «Анна Каренина»