А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической - сочинение

Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе «Антоновские яблоки», который был написан в
1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается («...Вспоминается мне ранняя погожая осень») и заканчивается («Белым снегом путь-дорогу заметал...») нетрадиционно. Образуется своеобразное «кольцо» – интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным.

Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.
Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель.

В начале первой главы описан удивительный сад, «большой, весь золотой, подсохший и поредевший». И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей – всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот – символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые «...ещё со времён дедушки славились богатством», и стариков и старух, которые «жили... очень подолгу», и большой камень около крыльца, который хозяйка «сама купила себе на могилу», и «овины и риги, крытые впричёску». И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это
неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он – символ нового времени, новой жизни, которая «всё громче и сердитее» проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в «тёмно-синюю глубину» неба, «переполненную созвездиями», и думает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: «Ядрёная антоновка – к весёлому году», с добрых предзнаменований, с описания урожайного года – осени, которая была порой престольных праздников, когда народ «прибран, доволен», когда «вид деревни совсем не тот, что в другую пору». Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что «запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы», говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».

И далее автор пишет, что «хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: «...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом...» Видит он, как «сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной»; замечает он и «свежие, пышно-зелёные озими».
Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, «как осторожно поскрипывает... длинный обоз по большой дороге», раздаётся «гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок», звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее
слышится «приятный шум молотьбы», и «однообразный крик и свист погонщика» сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все «с грустной, безнадёжной удалью».





 
Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба – это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир – часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд... И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово «вспоминается». В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда. Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро – день – вечер – ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: «съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях». И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: «А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля». И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима. И завершается повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством. Широки мои ворота растворял, Белым снегом путь-дорогу заметал... Почему Бунин именно так заканчивает своё произведение? Дело в том, что автор вполне трезво сознавал, что «белым снегом» заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдёт Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время. Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки – это богатство («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»). Антоновские яблоки – это счастье («Ядрёная антоновка – к весёлому году»). И наконец, антоновские яблоки – это вся Россия с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете». И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе «Антоновские яблоки» отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Антоновские яблоки > «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической
Антоновские яблоки

Антоновские яблоки


Сочинение на тему «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической, Антоновские яблоки