А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ композиции произведений В Астафьева и В Солоухина 2 - сочинение

Обратившись к исследованию нравственной культуры человека-труженика, В. Астафьев утверждает с художественной убедительностью его незыблемую веру в торжество правды и справедливости, при котором зло неизменно постигает возмездие. Людей-тружеников объединяет общность нравственных понятий - бескорыстие, сострадание, сознание насущной необходимости труда, создающего атмосферу духовной радости, удовлетворения. Гражданские чувства, идеи укрепляли и поднимали на новую высоту эти черты, сложившиеся в труде. Коллективизация, при всех ее трудностях и драматическом течении, была встречена крестьянином-тружеником с доверием и надеждой, так как ее цели соответствовали его понятиям. В. Астафьев показал высокий духовный и нравственный уровень советского крестьянина. С высоты пройденных лет просматривается весь путь, на котором автор выделяет пореволюционное десятилетие, ставшее истоком развития народа.

Как писатель-реалист В. Астафьев различает черты преходящие и обретенные, сложившиеся в новых условиях. Река жизни проходит перед нами, и смену ее вод мы отчетливо замечаем в смене характеров поколений; но приметы деревенского обихода устойчивы, их как будто не коснулись волны, и потому деревушка и бабушкин дом кажутся герою символом вечного мира: «Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят (…) даже бабушка на привычном месте, с привычным делом л руках». Человеку, пришедшему с войны, эти приметы домовитости кажутся устойчивыми, но в мужественном прощании с уходящими в прошлое дорогими людьми - признание неизбежности движения времени.

Существенный смысл приобретает анализ композиции биографических произведений, т. е. принципов организации материала. В «Дневных звездах» - это выделение значительных звеньев жизни, создающих ступени духовного развития, «восхождения» героини. В повестях В. Солоухина-принцип времени; соединение трех его плаА нов - прошлого, настоящего и будущего - составляет основу ведущей темы и раздумий повествователя о судьбах деревни. В «Последнем поклоне» В. Астафьева - принцип циклизации новелл, внутренне связанных с ведущей темой развития личности, познающей людей и окружающий мир; таковы новеллы «Деревья растут для всех», «Гуси в полынье», «Монах в новых штанах», «Бабушкин праздник», «Гори, гори ясно» или насыщенная действием, переживаниями, удивительными открытиями героя повести «Где-то гремит война».

Усложнение структуры содержания находит отражение в стилевых формах. Автор-повествователь выполняет многие функции: корректирует и комментирует происходящее, дает оценку поступкам героя, делает выводы - «организует» все содержание. В отличие от героя, непосредственного участника событий, повествователь - наш современник - выражает свои нравственно-эстетические и философские взгляды, из которых слагается концепция жизни и человеческой личности.

Детские игры в деревне, точно воссоздавая настроение и переживания подростка Вити Потылицына, несут в себе обобщающую мысль повествователя, которому теперь известно, что в том игровом начале жизни сказывался характер маленького человека, что игры были испытанием силы, ловкости, терпения и потому стали «предисловием к будущей жизни, слепком с нее, пусть не обожженным еще в горниле бытия, но в чем-то уже ее предваряющим» («Гори, гори ясно»). Автор-повествователь сообщает нам о судьбе участников игр, комментирует речи бабушки Катерины Петровны, создавая перспективу в грядущие годы. Благославляя детские игры и те незабываемые переживания, он призывает одновременно к бережливости душевной, к сердечности, чтобы всегда горела в нас добрая память, звучали в душе песни детства и голоса ушедших друзей. В драматической повести-жизнеописании дяди Васи рассказ ведет автор. Сохраняя восприятия и впечатления Вити Потылицына, он знает больше своего юного героя, поэтому и завершает повествование мужественными и твердыми строками о бесконечности рода своего, который вопреки всему живет и продолжается: «…он цеплялся за сучок живого дерева и прививался к нему, падал семенем в почву и восходил на ней колосом. Если заносило семя на камень, на асфальт, он раскалывал твердь, доставал корешком землю, укреплялся в ней и прорастал из нее» («Сорока»).

Образно говорится о духовных связях человека с родиной и землей, их притягательной силе и магической власти памяти. Власть эта, как «приворотное зелье» из травы-любки, навечно привораживает человека к любимому или любимой.


 
Перелом в духовном строе юноши завершается выбором для него в тех условиях едино венного решения - уйти добровольцем на фронт. Рассказано о юности сурово просто, как и о фронтовых встречах. Так, в скованном смертью танкисте узнал он некогда веселого, жизнелюбивого дядю Васю. Жизнь героя, употребляя слова Горького, напоминает ««суровую сказку», рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Повесть «Царь-рыба» (1973-1976) по содержанию и формам обобщения примыкает к «Последнему поклону» продолжает его сюжетно-композиционно. Действие развертывается в начале 70-х годов. Повествователь - участник событий. Теперь он вводит читателя в мир природы. Мы видим просторы великой сибирской реки, проходим по тайге, поражаясь масштабам шири поднебесной, «нескончаемо мироздания и прочности жизни», которая «играет» в малой капле и в цветке, что дерзко вышел навстречу студеным ветрам и ждет солнца. Изображение самых крошечных и огромных величин в непрестанном движении, подмеченном наблюдательным глазом, пробуждает в нас чувство причастности к огромному пространству. Такое восприятие земли, природы свойственно» современному человеку, вооруженному знанием, стоящему на уровне новых понятий и представлений о мироздании. Земля, прекрасная и неповторимая, теплая, сияющая под солнцем, в цвете, меняющемся в разные времена года, полная звуков, голосов, живая и живущая. Восприятие природы глубоко эмоционально. Чувства восторга и счастья, печали и сострадания, отчаяния, гнева, непосредственно выражаемые, придают всему повествованию патетику, лиризм, эпическую широту. Особенности подобного самораскрытия также присущи современному человеку с его мировосприятием и гражданственностью. Мы верим автору, убежденные им, и разделяем его переживания. Воображение и культура восприятия, свойственные современному человеку, придают сердечность и теплоту философии природы, которую развивает автор. Но, далекий от всепрощения, повествователь одновременно разоблачает потребительскую психологию и хищничество, не совместимые со званием человека. Нравственные и эстетические идеалы свои автор защищает бескомпромиссно, последовательно утверждая особенно дорогую ему идею единства человека и природы. Разумному человеку присуще чувство ответственности за Землю. Оно пришло к нему вместе с памятью о бесчисленных поколениях, обитавших тысячи лет назад, разгадавших вечные связи человека с окружающей его природой. Все живое, растущее на Земле может жить только в единстве, не всегда и не каждому заметном. От разумных действий человека зависит упрочение, расширение этих связей. Мысль эта, давно увлекавшая В. Астафьева, придает цельность его творчеству. Каждое из произведений писателя подводит нас к пониманию сложнейшей ситуации: человек и мир, человек в мире. В «Стародубе» и «Перевале» герои, преодолевая возникшее не по их вине одиночество, стремятся найти путь к людям. Ильке - герою «Перевала» - удается этого достичь, потому что люди сочувствуют ему. Култыш («Стародуб») бессилен добротой и кротостью пробудить отзывчивость и человечность в темных фанатиках, поэтому он уходит в тайгу, которую знает и любит. В «Краже» мысль о человеческом одиночестве звучит трагедийно: душевно израненные, бесприютные дети более всего нуждаются в сострадании и участии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ композиции произведений В Астафьева и В Солоухина 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Астафьев > Анализ композиции произведений В Астафьева и В Солоухина 2
Виктор Астафьев

Виктор  Астафьев


Сочинение на тему Анализ композиции произведений В Астафьева и В Солоухина 2, Астафьев