А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Москва в творчестве Анны Ахматовой - сочинение

Для того чтобы понять, какое значение для поэтессы имела Москва, несомненно, необходимо прибегнуть к анализу ее лирики. Только таким образом возможно понимание душевного состояния поэта, его переживаний, волнений. Первое стихотворение «Третий Зачатьевский» было написано в 1922 году в Петербурге. В нем Ахматова описывает тот период (с осени 1918.г. по январь 1919 г.), когда она жила в Москве.   

    * Переулочек, переул…

    * Горло петелькой затянул.
    * Тянет свежесть с Москва-реки,
    * В окнах теплятся огоньки.
    * Покосился гнилой фонарь -
    * С колокольни идет звонарь.
    * Как по левой руке - пустырь,
    * А по правой руке - монастырь,
    * А напротив - высокий клен
    * Красным заревом обагрен.
    * А напротив - высокий клен
    * Ночью слушает долгий стон:
    * Мне бы тот найти образок,
    * Оттого что мой близок срок,
    * Мне бы снова мой черный платок
    * Мне бы невской воды глоток.

Для начала следует отметить, что поэтесса дает достаточно точное описание той обстановки, которая окружала ее. Москва ассоциируется у нее с удавкой. Ей нет места в этом городе, он чужд ей. Дата написания поясняет нам ее душевное состояние. В 1921 году умирает ее первый муж, Л.Н. Гумилев. Скорее всего именно поэтому ей так тяжело находиться в Москве, ее тянет обратно в Петербург:

    * Мне бы снова мой черный платок
    * Мне бы невской воды глоток.

Стихотворение написано песенно-частушечным стилем, и соответственно имеет национально-народную окраску. Также можно заметить излюбленный прием М. Цветаевой - эллипсис. Да и вообще все стихотворении своими двустишиями подражает лирике Цветаевой, употреблено даже одно из ее любимых слов - образок. Так мы видим, что после перенесенной душевной травмы Москва отталкивает Ахматову, она давит ее.  Следующее стихотворение «От тебя я сердце скрыла…» датировано 1936 годом. Здесь Москва уже не столько сдавливает Ахматову, сколько томит ее. Просвечивается тема одиночества, тоски, бездомья.

    * От тебя я сердце скрыла,
    * Словно бросила в Неву…
    * Прирученной и бескрылой
    * Я в дому твоем живу.

Ее все так же тянет обратно в Петербург. Ей нечего делать в Москве, ей не хватает домашнего тепла и уюта …

    * И бормочет, словно дело
    * Ей всю ночь возиться тут:
    * «Ты уюта захотела,
    * Знаешь, где он - твой уют?»

Ахматова томится в Москве , ей, петербурженке, нет места в этом унылом городе. Тоской и одиночеством пропитаны строки этого стихотворения.  В мае 1944 года, на кануне окончания Великой Отечественной войны, Ахматова пишет еще одно стихотворение («С самолета»), в котором говорит о Москве. Война практически уже закончена… Эта всеобщая радость, радость победы, освобождения видна в каждой строчке. Наконец свершилось то, чего все так долго ждали. Ахматова возвращается в Москву.

    * И весеннего аэродрома
    * Шелестит под ногой трава.
    * Дома, дома - ужели дома!
    * Как все ново и как знакомо,
    * И такая в сердце истома,
    * Сладко кружится голова…


 
* В свежем грохоте майского грома * Победительница Москва! Она радуется тому, что война окончена. На фоне этой всеобщей радости происходит, так сказать, «примирение» Ахматовой с Москвой. Теперь она гордится этим городом, она им восхищается… Москва предстает победительницей. Еще одно стихотворение «Трилистник московский» появляется в 1963 году. В нем Ахматова уже прощается с Москвой, со всеми своими друзьями, жившими там. Этот город стал ей почти как родной. Наверно это связано с тем, что у Ахматовой было очень много знакомых в Москве, с которыми она часто встречалась и которые были ей очень дороги. «Ахматовки», так называл эти встречи Пастернак. Среди морозной праздничной Москвы, * Где протекает наше расставанье * И где, наверное, прочтете вы * Прощальных песен первое изданье - * Немного удивленные глаза: * «Что? Что? Уже? Не может быть!» - * «Конечно!…» * И святочного неба бирюза, * И все кругом блаженно и безгрешно… * Нет, так не рассавался никогда * Никто ни с кем, и это нам награда * За подвиг наш. Ахматовой была присуждена итальянская литературная премия, и в конце 1964 где она должна была приехать в Таормину (Сицилия) на церемонию вручения. В июне она уехала в Комарово отмечать свое семидесяти пятилетие, а в декабре уехала в Италию. Ахматова совершенно не хочет покидать Москву, но ей приходится. Но она знает, что она на всегда останется в памяти тех, кто ее любил. * За веру твою! И за верность мою! * За то, что с тобою мы в этом краю! * Пускай навсегда заколдованы мы, * Но не было в мире прекрасней зимы, * И не было в небе узорней крестов, * Воздушней цепочек, длиннее мостов… * За то, что все плыло, беззвучно скользя. * За то, что нам видеть друг друга нельзя. Поэтесса благодарит город «за веру» в нее. Она сожалеет о расставании. Происходит прощание с Москвой, с городом, который стал ей дорог. Мы видим теплое, домашнее, родное отношение к Москве. В том же 1963 году Ахматова пишет, пожалуй, последнее стихотворение, посвященное Москве. * Все в Москве пропитано стихами, * Рифмами проколото насквозь. * Пусть безмолвие царит над нами, * Пусть мы с рифмой поселимся врозь, * Пусть молчанье будет тайным знаком * Тех, кто с вами, а казался мной, * Вы ж соединитесь тайным браком * Что во тьме гранит подземный точит * А в ночи над ухом смерть пророчит, * Заглушая самый громкий звук. Здесь она снова восхищается величием Москвы. Ахматова снова говорит, что ее уже нет в этом городе, но она все равно его любит. Москва рождает поэзию, она заставляет творить. Человек, живший и творивший в Москве становится частью этого города, даже после своей смерти. Так и имя А.А. Ахматовой, несмотря на то, что она достаточно мало прожила в этом городе и не так много о нем писала, навсегда останется на страницах истории Москвы. Содружество искусства слова - литературы с другими видами искусств - театральным, музыкальным, изобразительным создало в Москве неповторимую, только ей свойственную атмосферу, позволили накопить громадное духовное богатство, сформировать, по словам М.Ю. Лермонтова, «собственную душу». И даже при неизбежных в каждом современном городе изменениях, архитектурных и градостроительных перестройках, Москва и сегодня сохраняет свою притягательную силу, особый уют, неистребимый московский дух, наследственную культуру, традиции … Московские музеи, площади, улицы, переулки вызывают богатейшие историко-литературные воспоминания и ассоциации, так необходимые, чтобы лучше понять связь времени и поколений, острее пережить ни с чем не сравнимое чувство любви к Родине. Подводя итог всему вышесказанному, мы в очередной раз убедились, что несмотря на то, что оба поэта, и Мандельштам, и Ахматова, жили и работали в Москве, этот город не смог заменить им Петербург. Мы видели как вместе с переменами в их жизни менялось и отношение к Москве. Мандельштам вначале, воодушевленный встречей с Цветаевой, восхищался этим городом, эти первые впечатления подарила ему именно она. Затем он резко стал отрицать его… И только в завершении своей московской лирики он смирился с Москвой, почувствовал ее значимость, «ощутил» столицу сталинской империи. Ахматова же наоборот, в первых своих стихах, посвященных Москве, показала свою неприязнь к городу. После недавно пережитых душевных потрясений, Москва только усугубляла состояние поэтессы. Затем последовал период отчужденности, Ахматова не находила себе места в этом городе, тоска всецело поглощала ее. И только после окончания Великой Отечественной войны она «приняла» город, стала для него «своей». В конце она уже восхищается Москвой, она не хочет с ней расставаться. Но несмотря на все это, ни Ахматовой, ни Мандельштаму так и не удалось стать москвичами. Петербург навсегда остался их родиной.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Москва в творчестве Анны Ахматовой. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ахматова > Москва в творчестве Анны Ахматовой
Анна Ахматова

Анна  Ахматова


Сочинение на тему Москва в творчестве Анны Ахматовой, Ахматова