А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Жизнь и творчество А Белого - сочинение

 Андрей Белый -- Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 -- 8. 1.1934) -- родился и вырос в семье крупного ррссийского математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Круг его общения был чрезвычайно интересен. Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых -- родителей своего друга Сергея. "Не чайный стол -- заседание Флорентийской академии", -- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее -- В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый -- священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов -- любимый цвет Владимира Соловьева). В 1990 году Б. Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его "симфоний" -- "Северная" или "Героическая". Писатель впоследствии признался, что, называя свои первые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это такое. "Симфонии" А. Белого больше схожи с сонатами. Слово "симфония" было для Белого своего рода символом. Тема "вечного возвращения" -- одна из центральных жанро- и сю-жетообразующих тем всего творчества А. Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. Он выделяет в произведении одну, две и более главные темы, к которым возвращается через определенные промежутки времени. Во второй "симфонии" с темой "вечного возврата" уже борется тема утверждения жизни. Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца -- зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической раскаленности". Первый поэтический сборник А. Белого "Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -- предмет почти что языческого поклонения:
    
    Солнцем сердце зажжено.
    Солнце -- к вечному стремительность.
    Солнце -- вечное окно
    В золотую ослепительность.
    
    Стихотворение "Солнце" посвящено К. Бальмонту -- автору книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике А. Белый отождествляет солнце с образом золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения -- поколения рубежа столетия.
    Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела "Золото в лазури". В будущее, которое -- согласно логике "возврата" -- уже было! Поэтому оно может выступать в масках: "прежнего счастья", "старины" ("Старина, в пламенеющий час обуявшая нас миром, старина, окружившая нас, водопадом летит голубым..."), образов прошлой культуры (раздел "Прежде и теперь"):
    
    Блестящие ходят персоны,
    Повсюду фаянс и фарфор,
    Расписаны нежно плафоны,
    Музыка приветствует с хор.
    
    1905 год -- начало нового периода творчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь А. Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с А. Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом А. Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907 -- 1908 годы. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908). Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами "Пепла", -- из них А. Белый составил следующий сборник "Урна" (1909).
    Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым: "Пепел" -- книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем". Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сборника называется "Просветы").
    Пространство "Пепла" -- это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к "центру". Первый "круг", самый большой, -- почти что безграничные, "пустые", "страшные", голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ:
    
    Туда -- где смертей и болезней
    Лихая прошла колея...
    
    Или:
    
    Пролетают за селами села,
    Пролетает за весями весь...
    Там -- убогие стаи избенок,
    Там -- убогие стаи людей...
    
    В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса -- сквозная тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом -- первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи ("Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом..."), смерти:
    
    От голода, холода тут
    И мерли, и мрут миллионы...
    Там Смерть протрубила вдали
     В леса, города и деревни...
    
    Пространство следующего "круга" -- "Деревни" -- имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего замысла сборника и высунутый "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной "из-под красной рукоятки", -- символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
    
    Красною струею прыснул
    Красной крови ток.
    Ножик хрястнул, ножик свистнул, --
    В грудь, в живот и в бок.


 
Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее: Москва "пира во время чумы". Ритуальная пляска Смерти перенесена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир: ...Здесь хозяин гостье рад. Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость, -- Входит гостья, щелкнет костью, Взвеет саван: гостья смерть. В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников "пиров" только один поэт -- арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута -- арлекина, но и в облике великомученика: Вы мечи На меня обнажали. Палачи, Вы меня затерзали. Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе "Безумие": где появляются венок из "колючей крапивы", приложенный к "челу пучок колючего чертополоха", бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела "Друзьям", зато укрепится и усилится в следующем разделе -- "Просветы": Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти? "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -- "Урна" (1909) -- посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носит элегический характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме: Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели... "Урна" -- последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905--1908). В 1910 году Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910-го молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 года в Россию, Белый пишет "Путевые заметки" -- самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наведываясь в Россию. В сентябре 1916-го А. Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. Вместе с Россией А. Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, -- Безумствуй, сжигая меня!.. Россия, Россия, Россия, -- Мессия грядущего дня! Это написанное в августе 1917 года стихотворение "Родине", самое знаменитое из стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" -- реквием по сгоревшему в буревой стихии миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. "Первое свидание" -- вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается "путь нисхождения". В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва". "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому", -- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры. В последние годы жизни Белый пробует новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию. Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но всем было очевидно, что творчество Андрея Белого -- это наследие настоящего классика русской литературы, к сожалению еще недостаточно понятое и изученное.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Жизнь и творчество А Белого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Белый > Жизнь и творчество А Белого
Андрей Белый

Андрей  Белый


Сочинение на тему Жизнь и творчество А Белого, Белый