А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Катарсис в творчестве Вяч Иванова и Белого - сочинение

Важно отметить, что Вяч. Иванов применял понятие катарсиса не только к древнегреческой трагедии, но и к повой литературе, в частности к творчеству Достоевского, и к «новейшим исканиям» в области драмы, отчасти даже к пьесам Чехова (лекция XV). Привлекает внимание и то утверждение, которым Вяч. Иванов заканчивает свою статью 1912 года «Мысли о символизме». Отделяя «истинный» символизм от «неистинного», «иллюзионизма», он заявляет, что «истинный символизм иную ставит себе цель: освобождение души (иаОехрок; как событие внутреннего опыта)». В отличие от Вяч. Иванова, Белый в своих сочинениях употребляет слово «катарсис» очень редко. Тем не менее образы, идеи и формулировки, соответствующие этому понятию, взятому в расширенном значении, пронизывают не только его раннюю лирику и симфонии, но и основные эстетические и критические сочинения. «Очищение, — писал Белый Блоку, — вовсе не есть намерение, мысль, самобичевание, самоуничтожение. Очищение есть нечто бездонно конкретное», и, в конечном счете, связывал момент очищения с нахлынувшей на него, Белого, «огромной волной бодрости». Оба поэта-теоретика, Вяч. Иванов и Белый, были близки в понимании катарсиса, видя в нем просветление, преобразующее человеческую душу в духовном, этическом, эстетическом и «сакральном» отношениях. При этом дионисическая стихия в древних мистериях, к которой постоянно обращался исследователь античного мифа Вяч. Иванов, связывая с ней одну из ранних форм идеи и культа очищения, привлекала внимание Белого значительно слабее, чем старшего поэта.

Одним из постоянных мотивов в мировоззрении и эстетике Белого являлась мысль о «теургической» миссии искусства, ставшего и становящегося. Все его мировоззрение, особенно в ранний период, было глубоко связано с этой мыслью. Оно сформировалось у Белого и в кругу ближайших к нему современников еще на рубеже двух веков. «И старое отделилось от нового, — писал Белый, вспоминая эту эпоху, — и другими глазами глядели на мир в 1900—1901 годах; пессимизм стал трагизмом; и катарсис переживало сознание наше».



 
Интерес Белого был сосредоточен на обновлении в человеке индивидуального я, но для Белого это обновление по ограничивалось сферой отдельной личности («один человек не спасется»2) и распространялось на действительность в целом, на человечество («преображается мертвенная жизнь общества», и прежде всего на Россию. «Русская литература XIX столетия, — читаем у Белого, — сплошной призыв к преображению жизни. Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов — музыканты слона; но безмерно более они — проповедники; и музыка их слов — лишь средство воздействия». В ряду русских авторов, несущих в своем творчестве «очищающую силу», Белый называл Вл. Соловьева, молодого Блока, Чехова. Высказывания Белого о катарсисе подтверждаются и его художественными произведениями, созданными до «Петербурга», — его ранней лирикой и его симфониями. Для примера можно взять вторую и третью симфонии. В них мы встречаем не просто положительных, а романтически идеализированных, «светоносных» героев, таких, как отец Иоанн и «женщина-сказка» во второй симфонии или Старик с жезлом и доктор Орлов (он же Орел) — в третьей, которые самим присутствием своим в тексте создают катарсический эффект. В развитии действия симфоний также намечается катарсическая линия. Во второй симфонии надежда на осуществление мечты московских мистиков на преображение не осуществляется, они освещены сатирическим светом (в своем роде также очищающим!), который обнажает мишурные формы их мечтаний. Однако Белый не распространяет своей иронии на скрытые в молчании и глубине чаяния главного героя второй симфонии, Сергея Мусатова. В третьей симфонии конфликт разрешается преодолением злых сил, просветлением и успокоением. Но самым активным фактором очищения в этих произведениях является музыкальное начало. Оно реализуется в «музыкальной» мелодической основе стихотворений и симфоний Белого. И материалом к этой реализации служат в первую очередь переполняющие творчество Белого лирически просветленные образы природы — близлежащей и той космической «сверхприроды», которая сливается у Белого с мыслью о вечности. Лейтмотивы симфоний управляют этими образами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Катарсис в творчестве Вяч Иванова и Белого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Белый > Катарсис в творчестве Вяч Иванова и Белого
Андрей Белый

Андрей  Белый


Сочинение на тему Катарсис в творчестве Вяч Иванова и Белого, Белый