А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Драма "горячего сердца" в пьесе А Н Островского "Бесприданница" (2) - сочинение

В 1878 году Островским была написана одна из его известнейших пьес - "Бесприданница". Перед постановкой пьесы автор несколько раз читал ее в московских литературных и артистических кругах. Как пишет сам Островский, "все единогласно признали "Бесприданницу " лучшим из всех" его "произведений". Первая постановка состоялась на сцене Малого театра. Однако сначала сценическое воплощение не вызвало восторгов широкой публики. Шли годы, и все популярнее она становилась на сценах театров (и не только России). Многие актеры мечтали сыграть Ларису Дмитриевну или Карандышева. Горячо любима эта пьеса и в наши дни.
Наверное, в пьесе есть что-то особенное, к проблемам, раскрываемым в ней неравнодушны очень многие. Именно это помогло ей выжить и не быть забытой, сквозь века дойти до сердец зрителей всех времен. Психологически сложной является роль Юлия Капитоныча Карандышева - "молодого человека, небогатого чиновника ". Карандышев - особенный герой в мире Островского, бедный чиновник, обладающий чувством собственного достоинства. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой любому другому чувству. Лариса для него-это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над блистательным Паратовым, богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи официальным женихом, Карандышев воспринимается Огудаловыми как "запасной вариант" на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, "идеал мужчины", и это его унижает, лишает чувства победы.
Лариса Дмитриевна Огудалова-главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке она описана лаконично: "одета богато, но скромно". О ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. В русских пьесах часто появляется бедная невеста, являющаяся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен мнимый выбор: она выбирает только в душе, тогда как права совершить поступок она лишена. Лариса любит Паратова как человека, способного подарить ей иную жизнь. Она "отравлена" Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. Следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые стихи, романсы, мечты.
Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: "С кем вы равняетесь! Воз можно ли такое ослепление!" Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: "Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда..." В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Ларису к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что путь в этот романти ческий мир лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах.
Как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение. Она-всего лишь приз, который оспаривают друг у друга мужчины: "Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!" Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: "Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать".

 
В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтич ностью и граничащая с пошлостью, фальшью, "красивостью ": цитаты из М.Ю. Лермонтова и Е.А. Баратынского сочетаются с пошловатыми фразами, вроде "Вы - мой повелитель ". В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису: он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах мелодраматизм сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: "Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга". Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно интересной, она привлекла таких актрис, как М.Н. Ермолова и В.Ф. Комиссаржевская. Паратов Сергей Сергеевич - "блестящий барин, из судохозяев, лет за 30". Несмотря на производимое впечатление, Паратов на самом деле персонаж проще, чем Лариса и Карандышев. Эта еще одна вариация героя-прожигателя жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам. Умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на том "амплуа" богатого и рокового барина, в котором он выступает, дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необы чайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы: "Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?" И "цепи" и "гнетущая действительность" - только прикрытие неблаговидного поступка и уже не могут обмануть. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску. Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устро енного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных "шутников", способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства. За эффектной позой Паратова ничего нет. Он мираж, фантом, созданный воображением Ларисы и отчасти Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные "хозяева жизни"-человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью. Паратов вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе. Карандышев отвергает тот путь к подлинному семейному согласию, о котором его просит Лариса: "Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!" Это был путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену фантома-иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: "Только венчаться - непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий..." Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к "самостоянью человека", к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив - лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей. Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев бросается на колени и кричит: "Люблю, люблю",-оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок, невозможный для человека любящего, впервые осознавшего это чувство, - убийство. "Не доставайся же ты никому" - это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему "не пара". Карандышев не может обладать этой женщиной живой и утверждает свою власть над мертвой. Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели. Это-акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. "Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться". Именно в этом он особенно смешон и жалок. Все его поведение на сцене строится на постоянном посрамлении его попыток встать в позу благородного жениха, блестящего кавалера или светского человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Драма "горячего сердца" в пьесе А Н Островского "Бесприданница" (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бесприданница > Драма "горячего сердца" в пьесе А Н Островского "Бесприданница" (2)
Бесприданница

Бесприданница


Сочинение на тему Драма "горячего сердца" в пьесе А Н Островского "Бесприданница" (2), Бесприданница