А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцен из 2 го действия пьесы А Н Островского «Бесприданница») - сочинение

Пьеса «Бесприданница», написанная в 1878 году, является лучшей психологической драмой А.Н. Островского. В центре произведения — судьба Ларисы Огудаловой. Характер героини сложен и противоречив. С одной стороны, ее отличает стремление к нравственной чистоте, искренность, в глубине ее души, словно птица, бьется мечта о благородной и тихой жизни, да и сама она похожа на птицу, не случайно автор дал ей имя Лариса («чайка»). С другой — подверженная влиянию среды, героиня, бесприданница, не способна противостоять житейским обстоятельствам. Это делает ее, девушку с «горячим сердцем», игрушкой, «дорогим бриллиантом» в руках людей состоятельных и имеющих определенный вес в обществе. Лариса невольно становится причиной столкновения между отдельными представителями своего окружения, своими поклонниками, что в конечном счете только усугубляет ее положение, ведет к трагической развязке.

Так, в девятом явлении второго действия происходит столкновение двух небезразличных для Ларисы героев: Сергея Сергеевича Паратова, человека, к которому она испытывает сильное чувство, и Юлия Капитоныча Карандышева, которого она от отчаяния и позора выбирает своим женихом. Паратов — богатый барин. Его отличают внешняя красота, размах, любовь к роскоши, щедрость и дерзость в поступках. Это влечет к нему людей. За это полюбила героя и Лариса. Но за внешним блеском Паратов скрывает свое истинное лицо человека жестокого и беспощадного (словарь Даля трактует «паратый» как «сильный хищный зверь»). Карандышев — мелкий чиновник, над которым в циничном обществе издеваются. Но после того, как Лариса приняла его предложение руки и сердца, герой упоен своим счастьем, у него теперь только одно желание — доказать всем, что выбор, сделанный девушкой, не случаен, что она оценила его по достоинству и предпочла другим. Эти жалкие потуги на значительность делает Карандышева (по Далю, «карандыш» — «коротышка, недоросток») излишне тщеславным и смешным. Эпизод встречи двух героев очень важен как для раскрытия их характеров, так и для развития, предопределения дальнейших событий пьесы.

Итак, в доме Огудаловых знакомятся Карандышев и Паратов. И между ними сразу же разворачивается словесная баталия, своеобразная дуэль. Карандышев, зная, что Лариса когда-то любила Паратова, не рад его приезду и знакомству с ним, более того, он опасается этого человека, видя в нем соперника, которому героиня может вновь отдать предпочтение. Допустить этого Юлий Капитоныч не может, так как женитьба на Ларисе для него — единственная возможность войти в круг избранных, возвыситься в глазах окружающих. Цель Паратова — морально, психологически уничтожить Карандышева, ставшего избранником его бывшей возлюбленной. Герои представлены друг другу Харитой Игнатьевной Огудаловой. Знакомя их, хозяйка дома сначала обращается к Паратову и тем самым ставит гостя на ступень выше жениха. «Сергей Сергеевич у нас в доме как родной», — говорит Харита Игнатьевна, нанося моральный удар Карандышеву, давая ему понять, что к Паратову, который когда-то бросил Ларису, относятся лучше, чем к нему, законному жениху. «Человек с большими усами и малыми способностями». Так аттестует себя Паратов, представляясь Карандышеву. Нельзя не согласиться, что смеяться над собой может лишь сильный, уверенный в себе человек. И вообще речь героя характеризует его как умную, утонченную и жестокую натуру, фразы, пестрящие пословицами и поговорками, говорят о многом, в том числе и о фактах его биографии.




 
На протяжении всего диалога Паратов провоцирует Карандышева, наносит ему удар за ударом, находя уязвимые места в мыслях и словах соперника. Он дразнит жениха, «надеясь», что тот не ревнив, делает вид, что очень удивлен предполагаемым отъездом молодых от «прекрасных здешних мест». Единственное, что может Юлий Капитоныч противопоставить Паратову, — высокомерие, но и оно больше свидетельствует не о его уверенности в себе, а о слабости и беспомощности, об отсутствии каких-либо значимых достоинств, кроме, пожалуй, одного, выделенного в нем Ларисой: «Она меня любит», — говорит она о своем женихе бывшему возлюбленному. Ощутимый ответный удар по самолюбию Сергея Сергеевича Карандышев наносит только однажды: после заявления Паратова о том, что он «учился русскому языку» у бурлаков. Это вызывает взрыв возмущения у Карандышева. «Мы считаем их образцом грубости и невежества», — заявляет он. Под словом «мы» Юлий Капитоныч подразумевает «образованных людей». Продолжить свою мысль герой не решается, так как понимает, что, характеризуя отрицательно бурлаков, он оскорбляет Паратова. Однако, несмотря на последовавшее молчание Карандышева, именно за эту фразу потребует соперник извинения от него. «Ответить нельзя », — говорит Паратов, и в этих словах слышится неприязнь, пренебрежение к чиновнику. Нежелание богатого барина вызвать Юлия Капитоныча на дуэль говорит не столько о том, что его не считают равным, а сколько том, что для него будет придумана другая «казнь», которая полностью уничтожит, раздавит этого маленького, тщеславного человека. И если речь Паратова, пытающегося из-за пустяка развязать ссору, с этого момента звучит грубо, жестко, даже угрожающе («Так выучитесь прежде понимать, да потом и разговаривайте», «Я еду-еду, не свищу, а как наеду — не спущу!», «Я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут»), то во фразах Карандышева не прослеживается ничего, кроме глупости и растерянности («Я не понимаю...», дважды повторенные слова «Очень приятно», «Все, больше ничего»). Хотя, следует отметить, что Юлий Капитоныч еще старается сохранить лицо: в его репликах появляется местоимение «я» («меня», «обо мне»), в чем выражается попытка героя сделать себя главным на этой встрече, сконцентрировать внимание на себе, но это еще более делает его нелепым и ничтожным. Данный момент в эпизоде становится кульминационным. Паратов оскорблен. Его жизненное правило — никому ничего не прощать. Лариса и Харита Игнатьевна умоляют извинить Карандышева. И Паратов, вволю насладившись тем, что Юлий Капитоныч уничтожен в глазах невесты, пьет с ним «мировую». И в довершение ко всему Карандышев, теперь уже окончательно поверженный, еще и приглашает своего обидчика на обед. Паратов выиграл в споре. Но для полной победы ему не хватало самого главного — сердца, способного любить, прощать и жертвовать. И он скоро завоюет его. Это будет сердце Ларисы. Но поверженный, растоптанный Карандышев продолжит борьбу за то же сердце и выстрелом поразит его. Вот так завершится негласная дуэль между соперниками, начавшаяся сразу же после их знакомства. Именно в эпизоде первой встречи героев намечается трагическая развязка, так как сразу становится понятно, что столкновение сильного хищника с обиженной и тщеславной посредственностью не может завершиться «мировой». И еще одна особенность пьесы находит отражение я в данном эпизоде — драма главной героини. Лариса, за сердце которой борются столь непохожие друг на друга герои, по сути дела, сама как личность, как человек никому из них не нужна, она лишь предмет торга, соревнования, что и предопределяет ее трагический конец.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцен из 2 го действия пьесы А Н Островского «Бесприданница»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бесприданница > Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцен из 2 го действия пьесы А Н Островского «Бесприданница»)
Бесприданница

Бесприданница


Сочинение на тему Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцен из 2 го действия пьесы А Н Островского «Бесприданница»), Бесприданница