Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница") - сочинение
Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически сложные человеческие характеры.
Главная героиня пьесы — молодая девушка из небогатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «...Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет...»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса простодушна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от окружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищенная.
При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судьбу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благодаря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «...Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все посетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждение слушать вас».
Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно... с нас сраму-то: за первого пойду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « почету большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не говорил и даже не смотрел на него.
Карандышев — небогатый чиновник. Однако амбиции его и тщеславие велики, что и делает его смешным в глазах того окружения, в которое он хочет вписаться. Писатель награждает героя говорящим именем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — недоросток, коротышка; человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. «Человек самолюбивый, завистливый»,— замечает о нем Вожеватов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блеснуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.
В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Паратовым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Ларису Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестящих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удовольствие. «...Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным самолюбием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на своем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для героини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль... В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.
Карандышев пытается набиться в друзья к Вожеватову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отношения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.
первый разговор Ларисы с Карандышевым наглядно обнажает их разность, глухую стену непонимания между ними и даже отсутствие желания понять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взывает вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе.
В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького человека». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожестве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась?» — спрашивает она. Лариса призывает будущего мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произносит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали».
Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окружающим.
Особенно ярким является эпизод обеда у Карандышева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нечего...»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на глазах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для героини обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоенный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно... Я смешной человек... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!.. И ведь это не разбойники, это почетные люди ».
За столом Карандышев произносит тост в честь Ларисы, прославляя ее умение выбирать людей, понимать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происходящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандышева. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хочет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общества» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии.
В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обидные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзыскательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас». На слова Карандышева о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу».
Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожающие его слова. Его поступок приносит измученной героине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница"). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Бесприданница
> Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница")