А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница") - сочинение

Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож­ные человеческие характеры.

Главная героиня пьесы — молодая девушка из не­богатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «...Барышня хорошенькая, играет на раз­ных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет...»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса просто­душна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от ок­ружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищен­ная.

При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судь­бу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благо­даря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «...Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все по­сетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше насла­ждение слушать вас».

Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно... с нас сраму-то: за первого пой­ду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « поче­ту большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не го­ворил и даже не смотрел на него.

Карандышев — небогатый чиновник. Однако ам­биции его и тщеславие велики, что и делает его смеш­ным в глазах того окружения, в которое он хочет впи­саться. Писатель награждает героя говорящим име­нем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — не­доросток, коротышка; человек с непомерными и ни­чем не обоснованными претензиями. «Человек само­любивый, завистливый»,— замечает о нем Вожева­тов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блес­нуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.

В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Парато­вым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Лари­су Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестя­щих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удо­вольствие. «...Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным само­любием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на сво­ем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для ге­роини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль... В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.

Карандышев пытается набиться в друзья к Вожева­тову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отно­шения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.



























 
первый разговор Ларисы с Карандышевым на­глядно обнажает их разность, глухую стену непони­мания между ними и даже отсутствие желания по­нять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взыва­ет вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе. В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького чело­века». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожест­ве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нрави­лась?» — спрашивает она. Лариса призывает будуще­го мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распу­тье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувст­вие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произно­сит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали». Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окру­жающим. Особенно ярким является эпизод обеда у Каранды­шева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нече­го...»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на гла­зах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не лю­бить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для герои­ни обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоен­ный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно... Я смешной чело­век... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! При­ходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!.. И ведь это не разбойники, это почетные люди ». За столом Карандышев произносит тост в честь Ла­рисы, прославляя ее умение выбирать людей, пони­мать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происхо­дящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандыше­ва. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же ме­ня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хо­чет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общест­ва» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии. В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обид­ные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзы­скательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорб­ление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть... Ха, ха, ха... я слиш­ком, слишком дорога для вас». На слова Карандыше­ва о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тепло­го, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на све­те... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду ис­кать золота. Подите, я вашей быть не могу». Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожаю­щие его слова. Его поступок приносит измученной ге­роине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бесприданница > Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница")
Бесприданница

Бесприданница


Сочинение на тему Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А Островского "Бесприданница"), Бесприданница