А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Страшный мир» и мир «прекрасной мечты» - сочинение



Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье профессора. Впервые его стихи публикуются в 1903 году в журнале «Новый путь».
Творческую судьбу Блока во многом определили сильные чувства к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой, и глубокое увлечение философскими идеями Вл. Соловьёва. Александр Александрович – первый лирик своего времени. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. В юношестве любовь для него это романтический порыв, восторг, радость, но в то же время – томление, печаль и огорчение. Это ярко представлено в его первом цикле «Стихи о Прекрасной Даме». Данный цикл был попыткой поэта разобраться в вопросах, которые будут волновать его на протяжении всей жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного. Поэтому так глубоко вглядывается он в свою душу, так напряжённо ищет свою Прекрасную Даму, так трагически воспринимает малейшие изменения в отношениях с ней. Каждая встреча с ней – событие, имеющее глубокий смысл, за ним – тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

В этом отрывке мы видим тревогу внутреннего мира лирического героя. Он ждёт свою Прекрасную Даму («Предчувствую Тебя») на протяжении долгого времени («Года проходят мимо»). Герой на столько влюблен, что ничего не замечает вокруг, всюду видит свою единственную («Всё в облике одном…»). При мысли о ней его «бросает в огонь». Он ждёт и, в тоже время, боится ответа, испытывая радость («Весь горизонт… - ясен») или печаль («Весь горизонт в огне…»). Но герой уверен только в одном, что будет ждать «тоскуя и любя».

В стихотворениях этого сборника нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, за ними и угадывается природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока. Здесь очень много чувства и нежности.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.

В таких строчках чувствуется обожание той женщины, о которой стихотворение, и немного тоски. Тоски по тому, что ушло и уже не вернёшь.

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.

Певец Прекрасной Дамы создаёт свой идеал на границе мечты и действительности. И как ни временно Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Но пока ещё в душе поэта таится смутное ощущение
неблагополучия в большом мире.

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать…

А хмурое небо низко –
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты – там.

30 декабря 1908 года Блок пишет стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», которое имело реальную биографическую основу (Л. Д. Менделеева покидает семью и уезжает на гастроли с труппой Мейерхольда). Лирический герой и его чувства в этом произведении очень реальны, ведь это сам автор и его душа.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Но эта высокая безгрешная любовь навсегда ушла из жизни поэта, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть.

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Но нельзя сказать, что это стихотворение о любви и только. Это произведение о родине «горестной», где так живёт и так страдает человек.

От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды уступают место сомнениям, ожидание любви – боязни ее крушения. Так в стихотворении «Нет, никогда моей, ты ничьей не будешь» «печаль» и «радость» сливаются в единую «мелодию».

Начало XX века. Искусство тонет в символических невнятных образах, родина живет в картинах и стихах то как туманный идеал, то как изящные картинки прелестного старого времени, изысканных дам и кавалеров, безмятежного и красивого быта. Но время требует перемен, возникает необходимость в иных образах, в чутком, большом таланте, который умом и сердцем откликнется на то, что происходит в России, придет к определенному ответу на «проклятые вопросы». Таким поэтом стал Александр Блок. Его эпоха выбрала голосом и совестью.

Девятисотые годы были временем лирики, временем предчувствий, надежд, тревог. И Блок честно и мужественно обнажил душу поэта, слил свою жизнь с искусством, отдал без оговорок и расчетов себя России. Каждое время выбирало для себя созвучные строки. В тишине читали «Незнакомку», в катастрофические годы обвала и перемен вслушивались в строки «Двенадцати». Сейчас все чаще вспоминают, что родина — это «вечный бой...». Это Россия.

1905 год. Александр Блок, певец Прекрасной Дамы, пишет: «Хочу действенности, чувствую, что близится опять огонь, что жизнь не ждет... Старое рушится. Никогда не приму Христа... Если б ты узнал лицо русской деревни — оно переворачивает; мне кто-то начинает дарить оружие...». Чистое видение прекрасной родины — девы, отроков, зажигающих свечи, уже ушло. Появились мутные, страшноватые образы, кувыркаются болотные чертенята, исчезает погруженность в мечту, над поэтом довлеет мистика повседневности, тревожный, страшный, влекущий мир:

Нет, иду я в путь, никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю...
Над печалью нив твоих заплачу,



 
Твой простор навеки полюблю... Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Тончайшее чувство своеобразия русской природы, ее печального очарования, избыток синевы неба, вод, их взаимоотражение, голубой отсвет на травах, прозрачность красок повторяются в блоковских стихах: « в простом окладе синего неба...», «лик и синее небо одно...», «и не постигнешь синего ока...». Грусть разлита в пейзаже и поэзии: Единый, светлый, немного грустный — За ним восходит хлебный злак, На пригорке лежит огород капустный, И березки и елки бегут в овраг. И все так близко и так далеко, Что, стоя рядом, достичь нельзя. Но как далеко развитие мысли от благостного «псевдорусского» сусального образа «матушки-России»! Какое понимание, что невозможно постичь родину, не слившись с ней, наблюдая ее со стороны, внимательно, но высокомерно: И не постигнешь синего ока, Пока не станешь сам, как стезя... Пока такой же нищий не будешь, Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг, Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь, И не поблекнешь, как мертвый злак. В 1906 году Блок работал над статьей о русских заговорах и заклинаниях и был потрясен поэзией «потаенной Руси». «Древние поверия» отзовутся в «Незнакомке», загадочный, новый лик Руси появляется в стихотворении «Ты и во сне необычайна...»: Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Преданья старины, сказка и тайна словно в сонном видении открываются поэту, преподносятся как необычайный дар: И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах... Русь согревает больную и одинокую душу поэта, но это все та же реальная родина, а не вычурный образ: Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Все творчество Блока, все его лирическое настроение он сам определил двумя словами: «Чувство родины». Понять душу народную, понять, где настоящие люди, найти ту точку, где возможна встреча культуры стихийной, древней и книжной, высокой. Стихи куликовского цикла дают удивительную перекличку со знаменитой пушкинской ремаркой из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует». Так же и над станом Дмитрия Донского в канун великой сечи стояла тишина. И только вдовица неутешно плачет, а мать бьется о стремя сына. Мы сам-друг над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат... Родина в стихах Блока — тема выстраданная, не книжная, не надуманная. Это его душа, которая прозревала в Руси Невесту и Жену: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь. Наш путь стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Накануне грозных событий, накануне тяжких испытаний главное — быть готовым к битве, ежечасно отстаивая родину для себя и в себе. Самое дорогое, что есть у поэта, — родина, за нее идет вечный бой: И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Русь — жена, Русь — нищая, бедная, бесценная. И самый точный, самый вечный образ родины и отношения к ней: сын — мать.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Страшный мир» и мир «прекрасной мечты». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > «Страшный мир» и мир «прекрасной мечты»
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему «Страшный мир» и мир «прекрасной мечты», Блок