А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии - сочинение

Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое произведение (так утверждал сам поэт). Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. «Собрание стихотворений» в трех томах составлялось самим Блоком многие годы. По этой «Трилогии вочеловечения» (как называл ее автор) нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный. Стихи юного Блока поражают своей чистотой, нежностью, даже святостью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников, и в большей мере современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое, истинно блоковское.

Ранний Блок — это прежде всего «Стихи о Прекрасной Даме». Она предстает символом Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой, Ясной. Ее образ не омрачен земными реалиями, хотя известен тот факт, что Блока вдохновляла в эти годы реальная, из плоти и крови, женщина — Л. Д. Менделеева, ставшая впоследствии его женой. Но вполне земное, пусть возвышенное и чистое, чувство чудесным образом преломлялось в стихах и превращалось в нечто мистически-романтичное. Это, несомненно, влияние учения о Мировой Душе — Вечной Женственности, которым поэт увлекался в те годы.
Блок в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в келью своих дум. В эти годы ему свойственна отрешенная созерцательность. Однако изредка даже у раннего Блока просыпается предчувствие грядущего обновления мира. «Будет день — и свершится великое, чую в будущем подвиг души»,— так он писал еще в 1901 году.

Поэт уходил от увлечения мистикой постепенно, медленно. Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века. Надо заметить, что в ряду этих событий присутствовала и личная драма — расставание с женой. Блок отходит от бесплодных мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности.
Вырвала же Блока из философского мистицизма революция 1905 года. Его внутренняя перестройка отражается в стихах. Социальные, революционные мотивы звучат все чаще. Так, довольно широко известное стихотворение «Сытые» неприкрыто направлено против господствующего класса. «Сытые» здесь настолько беспощадно сравниваются со свиньями, что удивляешься: неужели тот же автор несколько лет назад обращался к Прекрасной Даме? Блок решительно рвет с прошлым, не отказываясь от него.
Поэт много размышлял в эти годы о красивом и о прекрасном. «Смертельно скучно не прекрасное, а только красивое...» — говорит он. Красивое — не более чем яркая упаковка, форма, прикрывающая пустоту содержания. Искусство должно быть подчинено прекрасному. Для этого нужно в первую очередь обращаться к человеку, считает Блок.
Революция тогда уже прочно вошла в сознание народа. Отрешиться, отвернуться, не замечать ее было невозможно. Блок пишет:

Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.

На смену юношеской мечтательности пришло сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Влияние революции чувствуется теперь

Блок вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов бло-ковской лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И почти конкретное (лирический герой — Она) перекликается в «Стихах о Прекрасной Даме» с поиском идеала, Вечной Женственности:

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.

Мечта о Прекрасной Даме — попытка найти выход из пустыни одиночества, из замкнутого круга. Блок рисует свою мечту в стихах:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Нежный профиль, длинная коса, белое платье:
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

Мы видим светлый луч, зачаровывающий образ, белое платье, пронзенное солнечным лучом:
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Незабываемое ощущение, переживание, вера в радость, любовь и светлую жизнь:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

В то же время мы видим трепетную и нежную любовь к земле русской, природе и отчему дому.
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной Женственности лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему:


 
Безотрадному сну я не верю, Погрузив мое сердце в покой... Скоро жизнь мою бурно измерю Пред неведомой встречей с тобой. Лирический герой Александра Блока начинает более реально вглядываться в себя и в мир, окружающий его, и задавать вопросы, волновавшие человечество во все времена: о смысле жизни, о стремлении к совершенству, о назначении человека. Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить лирического героя Блока от реальной жизни. Странная и грязная действительность проникает в его мир. Появляются стихи «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге» и эти строки: Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим, И об игре трагических страстей Повествовать еще не жившим. Трагизм состояния героя ярко выражен в стихотворениях «Сытые» и «Незнакомка». Таинственная незнакомка, загадочная, прекрасная дама, — это всего лишь мечта, помогающая выйти из повседневной и грязной однообразности. Но чувство беспомощности, невозможности выхода из замкнутого круга, бесполезности существования побеждает: ...Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Здесь мы замечаем и некоторую отрешенность лирического героя: Я пригвожден к трактирной стойке, Я пьян давно. Мне все равно. Вон счастье мое — на тройке В сребристый дым унесено... И здесь Блоку помогают размышления и думы о Родине. Это понятно, потому что для каждого человека Родина является второй матерью. В трудные для человека минуты он вспоминает о ней. Эти воспоминания придают ему духовные силы. И тяга к Родине, где бы он ни был, всегда будет его беспокоить: Да я горд, что родился в России! И Господь повелел мне здесь жить! И судьбою обязан я ей И готов за нее умереть. Так и для Блока тема Родины — личная. Как М. Ю. Лермонтову дороги «дрожащие огни печальных деревень», так Блоку дорога Россия: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви! Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме «Двенадцать». Она написана в 1918 году, в переломный для России момент, когда Россия вступила в новую и довольно туманную, непонятную эпоху. Сможет ли русский народ выстоять под ветром истории и превратить сегодняшний хаос в гармонию? Этот вопрос волновал героя поэмы «Двенадцать». Несмотря на разгул ужаса, убийства, Блок призывает слушать «музыку революции». Веру в освобожденную Россию, вступающую в новую эпоху, являющуюся оплотом счастливого будущего всего человечества, мы можем ощутить в блоковских «Скифах»: О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой! Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!.. Несмотря на то что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Ибо истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Я хочу закончить свое сочинение моим самым любимым стихотворением Александра Блока, оно поражает меня сопричастностью поэта к судьбе Родины, желанием служить ей до конца, до Креста, до Голгофы! Оно — мне боль, надежда и вера в спасение России: И вижу: по реке широкой Ко мне плывет в челне Христос. В глазах — такие же надежды, И то же рубище на нем. И жалко смотрит из одежды Ладонь, пробитая гвоздем. Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой — будет ли причален К моей распятой высоте?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии, Блок