А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Блок «Дни свиданий дни раздумий…» - сочинение

Получив гимназический аттестат, Александр Блок в 1898 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. И он вновь оказался в тех местах, где началось его детство. Из окон университетского коридора были видны ректорский дом и старые деревья ботанического сада. После окончания гимназии, освободясь от её нудного распорядка и педантичных предписаний, молодой Блок с удовольствием предался (скорее в воображении, чем в действительности) так называемой светской жизни. Он вдруг сделался, по его позднейшему признанию, «франтом». Перенял замашки аристократов, держался как светский лев и «завидовал какому-то болтуну – кн. Тенишеву», как с насмешкой писал позднее.

Увлечение театром в юности – черта общая для художественно одарённых натур. Страсть к театру была и у молодого Блока. В 1895 году в Петербурге начал свою деятельность «Театр литературно-артистического кружка» (он же Суворинский, или Малый, театр). Блок посещал спектакли нового театра в его лучшую (начальную) пору, когда в инсценировке романа Достоевского «Преступление и наказание» играли П. Орленев (Раскольников), Л. Яворская (Соня), К. Бравич (Свидригайлов), В. Далматов (Мармеладов), когда ставились «Макбет», «Король Лир» Шекспира и «Борис Годунов» Пушкина. В 1898-1990 годах Блок, покорённый талантом В.П.Далматова, посещал все спектакли с участием этого актёра в театре на Фонтанке. Он видел в Далматове настоящего художника, человека-ариста, который и жизнь вне сцены переживал как театральную и очень значительную роль.

Желая испытать свои силы на настоящей сцене, Блок вступил в Петербургский кружок актёров-любителей. Где Александр Блок в зале Павловой вместе с дочерью учёного Д.И. Менделеева разыгрывали отрывки из «Гамлета» перед местными крестьянами летом1998. Декламация в светских гостиных, любительские концерты и посещение театров отнимали немало времени, из-за этих занятий Блок провёл лишний год на втором курсе факультета. Переломным оказался третий год обучения. Блок подвёл неутешительный итог: особых успехов на пути к сцене он не достиг, юстиция по-прежнему не интересовала его. Вспоминая позднее лето 1900 года, поэт отмечал: «начинается чтение книг». В этот год заметно возрос интерес Блока к филологическим занятиям. И осенью 1901 он перешёл на первый курс историко-филологического факультета.

«Моя новая деятельность не только примиряется, но и совсем сливается с созерцательностью, свойственную мне лично (потому что я почти никогда не созерцаю пассивно)». Активная созерцательность - это и есть, по Блоку, литературное творчество. Так, по крайней мере, полагал он в 1901 году, когда создавал первые строфы знаменитых «Стихов о Прекрасной Даме». В «Стихах о Прекрасной Даме» реальное, биографическое соединено со сказочным. Первая книга, если не во всех своих разделах, то во многих представляет стихотворный дневник Александра Блока, в котором рассказывается о происходивших наяву встречах поэта и его возлюбленной – дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевны. Автор не забывает отметить – это важно для него в бытовом и поэтическом плане, - когда было создано стихотворение и где. В книге обозначено два полюса действия – Петербург и Шахматово.

Смена, чередование этих полюсов создают особый ритм книги. Внутри больших пространств: Петербург, Шахматово, т.е. города и царства природы, проявляется конкретность: улицы, площади, храмы дома – это в Петербурге; леса, поля, вольные тропы и дороги, чистые горизонты – в Шахматове. Город у Блока – это сумерки, сомнение, отчаяние, это зима с её метелью. Мрачный ряд городских образов иногда согревается надеждой. Зима может быть с неожиданными солнечными днями, внушающими бодрость и веру. В первую половину 1901 года Александр Блок только благодаря случаю несколько раз увидел Любовь Менделееву. Об одном таком нечаянном свидании рассказывает стихотворение «Пять изгибов сокровенных…». В нём повторяются как заклинание числа 5, 7 и 8. За ними стоит нумерация Василеостровских линий и число поворотов реального пути Любови Дмитриевне от Андреевской церкви на Васильевском острове до Бестужевских курсов.

Аналогичный приём мы встречаем и в городских стихах первой половины 1901 года. «Гулянье по Монетной»- таков авторский комментарий к стихотворению «Я вышел. Медленно сходили…». Монетная – улица в районе казарм Гренадского полка. Но в стихотворении нет ничего от локального городского пейзажа. И тихими я шёл шагами, Провидя вечность в глубине… Городской пейзаж пока ещё не освоен Блоком художественно, только выборочно его отдельные приметы фиксируются поэтом – те, которые могут быть истолкованы в пророческом духе. Только один раз в первом разделе «Стихов о Прекрасной Даме» встречается специфическая примета Петербурга. Это Нева:

Белой ночью месяц красный





 
Выплывает в синеве. Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве. Любовь Менделеева, младшая дочь учёного, была на год моложе Александра Блока. Лето 1901 года Блок и Любовь провели, по обыкновению, в своих имениях под Москвой. Молодые люди много времени проводили вместе. По собственному признанию, Блок «светился» от любви. Осенью Любовь Дмитриевна, возможно по совету Блока, брала у М. Читау уроки декламации. Иногда Блок без предварительной договорённости подходил к дому на Гагаринской и ждал появления Менделеевой. Вечереющий сумрак, поверь, Мне напоминал неясный ответ. Жду – внезапно отвориться дверь, Набежит исчезающий свет. Блок не всегда решался встретить возвращавшуюся домой от Читау Любовь Дмитриевну. «Я ждал её выхода, следил за ней, - вспоминал поэт, - и иногда провожал её до Забалканского с Гагаринской – Литейной». Таким образом, существовали два варианта прогулок с Любовью. Один – это путь рядом с ней, а второй – за ней. Скрываясь в темноте улиц, поэт следил за возлюбленной, воображал её в окружении неведомых всесильных спутников, соперников, фантазировал, что «она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал». Городские улицы воображение Блока заселяло сказочными персонажами, союзниками и врагами. В стихах Блока мы знакомимся с ними. Два старца, просветлённые мудростью бед, бредут по каменной пустыне города. Кто- то зловещий «белый» стоит на перекрёстке. Морозным утром на улицах города появляется «дева в снежном инее». В осенних стихах 1901 года пространство города ощущается сильнее, чем в весенних. Разнообразие города, его пестрота и многолюдность воспринимаются поэтом в одном цвете. Город выглядит серой, мёртвой массой, не имеет лица, тягостно уныл. Однако он сам, как и его лирический герой первой книги, испытывает прилив жизненных сил. В ранней лирике поэта образы города большей частью связаны с настроением душевной смуты. В стихах 1903 года драматизм не исчезает, более того – разрастается. Драматизм городской лирики вызывался не только напряжённостью встреч влюблённых, но и самим городом: контрастами окраин и центра, социальной несправедливостью. В стихах 1903 года выражено предчувствие скорой катастрофы. Городской пейзаж стал сложен, носит исключительно сумрачный характер. «Бегают бледные, старые и молодые, люди, предчувствуют перевороты», - писал Блок Менделеевой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Блок «Дни свиданий дни раздумий…». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Блок «Дни свиданий дни раздумий…»
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Блок «Дни свиданий дни раздумий…», Блок