А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вечная Женственность есть олицетворение любви - сочинение





В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название «символизм». Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности. Среди символистов присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась синтезом Марии, матери Христа, и обычной, скромной девушки. Вторым утверждением было то, что «земная жизнь несовершенна», из чего проистекало вечное подсознательное стремление к Небесному, ирреальному. Напрямую связано с ним и следующее утверждение символистов: в реальности подавлена любовь, а Вечная Женственность есть олицетворение любви.

А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость и обыденность реальности: «Я не люблю пустого словаря любовных слов...»; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития — это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока — во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы «безумно жить».

«Жизнь» лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.

В первом сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока — романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство — ниже и упрощеннее идеала и самого героя.

Если бы злое несли облака,
Сердце мое не дрожало бы...
Скрипнула дверь. Задрожала рука.
Слезы. И песни. И жалобы.

Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в «Ты мой», «твоя», «люблю», «Навеки твой», а в «предчувствии» тебя.

В следующем сборнике «Распутья» мировосприятие лирического героя выходит за рамки интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности, то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал. Невозможно понять его роль в окружающем «хаосе песен воды и хрипящих звуков». То ли он «мальчик больной, играющий в жмурки с Вечностью», то ли плачущий черный человек, «гасящий фонарики, карабкаясь на лестницу».

В следующем сборнике «Город» кажется, что, несмотря на любовь поэта к городу, его лирический герой смертельно устал от «зловонного кадила городской гари».

В этот город торговли
Небеса не сойдут, —
делает вывод герой. А значит, этот город не для него.

«Снежная маска» Блока делится на два цикла: «Снега» и «Маски». От одного цикла до другого с героем происходит душевная эволюция, и в «Масках» лирический герой Блока впервые переживает духовную смерть. В «Снегах» он «непокорен и свободен»; он опускается до земной любви, совершая трагическую ошибку:

И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
Только потом герой понимает свою ошибку:
Я не открою тебе дверей.
Нет.
Никогда.

Слишком поздно. Для него потерян чистый, высокий идеал, и в «Масках» «тайно сердце просит гибели».

«Все чаще я по городу брожу. / Все чаще вижу смерть — и улыбаюсь». «Вольные мысли» как нельзя лучше передают душевную усталость поэта. «Моя душа проста». После переживаний, страданий и тоски лирический герой перерождается и начинает все сначала.
«Страшный мир» — новая грань в мировоззрении поэта. Страшный мир — это реальность, которая вытеснила из атмосферы, окружающей героя, все романтическое и возвышенное. Страшный мир — это нелюбовь, не только окружающая его, но и «вытравившая» его душу, которая «на последний путь вступая / Безумно плачет о прошлых снах». Опустошение и усталость рождают страсть. Ищущий выхода герой стоит перед дилеммой: «Притворяться непогибшим / И об игре трагической страстей / Повествовать еще не жившим» или отдаться «роковой отраде горькой, как полынь, страсти». Не будучи в силах сделать выбор, «унижаемый и злой», герой делает страшный для мира, для Вселенной вывод:

Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет...
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь.

«Я сегодня не помню, что было вчера», — пишет Блок в следующем своем сборнике «Возмездие». Но начинать жизнь сначала можно лишь с радостным чувством, он же «смертельно болен» оттого, что его «земное сердце уставало / Так много лет, так много дней...».

К жизни лирического героя возрождает его «небесное» сердце. «О, я хочу безумно жить!» — пишет он в «Ямбах». Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике «Кармен». Для героя «бушует снежная весна». Но здесь уже намечается проблема, которая позднее будет раскрыта в поэме «Соловьиный сад»:

Здесь — страшная печать отверженности женской,
За прелесть дивную — постичь ее нет сил.
Там — дикий сплав миров, где часть души вселенской
Рыдает, исходя гармонией светил.

В этой поэме Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь: гражданскому или семейному счастью? Вывод? «Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не вольна!» Блок находит оптимальный выход: он объединяет интимную и патриотическую любовь в одном цикле «Родина». В письме к Станиславскому Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».



 
Слияние темы Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении Руси с образом женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя. Его образ в произведении не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта. В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А. Блока. В последнем этапе творчества поэта его лирический герой — не герой Символизма, а, скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного Блоком. Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок говорит о своих личных чувствах, но в них отражается настроение всего поколения. Ранние стихи Блока наполнены таинственностью. Женский образ предстает скорее символом, чем реальным существом. Это божественный символ Женского Начала, Матери Мира. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» обращен к «Царевне», к «Вечной Жене»: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. В другом стихотворении этого цикла Блок описывает Ее присутствие в храме. Возможно, занятого мыслями о Ней, церковная обстановка впечатляет на описание этого образа: Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы : В мерцанье красных лампад... Постоянное ожидание чуда, надежда на встречу с Высшим миром окутывают раннюю лирику поэта. Но позже меняется сам автор, меняются и его произведения. Целые циклы посвящены его земной, настоящей любви. Цикл «Фаина» содержит в себе два совершенно различных стиля. Стихотворение «Заклятие огнем и мраком» — яркое, наполненное ликованием и стремительностью написания. Его отличает быстрый темп, ритмичность, восторженность. И вдруг совсем по-другому, осторожно, тихо он обращается к ней: Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, Думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту Что же? Разве я обижу вас? Без торжественных вскриков он размышляет, говорит, что хотел бы, чтобы она влюбилась в простого человека, Который любит землю и небо Больше, чем рифмованные и нерифмованные Речи о земле и о небе. Совсем другой слог, другое чувство — спокойствие и одновременно красота. И дальше такой же «странный» стих, как продолжение: Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Эти два стихотворения как затишье, пауза в стремительном движении. В них звучит отдаленная, пространная музыка, которая едва слышна вдалеке. А перед нами двое — он и она. Причем не в заоблачных далях, не в мистических образах, а простые, такие, как есть. Он сердится, что целуются не они, а голуби, а она переживает за кота, который «с трудом лепится по краю крыши, подстерегая целующихся голубей». Замечательная находка: «лепится». В цикле «Вольные мысли» Блок наполнен реальностью жизни, ее настоящими, житейскими чертами. Любовь, радость, горе и счастье людей становятся основным предметом внимания поэта. В стихотворении «В дюнах» Блок с новой силой передает образ пюбви. Свободолюбивый и решительный, он возглашает: Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений: «Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой». Я рабства не люблю... И тут же, еще не опустив гордую голову, он проносится через время и признает: Так думал я. И вот она пришла И стала на откосе. Были рыжи Ее глаза от солнца и песка... ... «Моя! Моя!» — И пусть она мне крикнет: «Твоя! Твоя!» Не только земные женщины, но и литературные образы вдохновляли поэта предавать свои чувства перу: Сольвейг, Кармен. В стихотворении своей жене Блок называет ее Офелией. Вообще герои из разных произведений всех времен, исторические личности постоянно присутствуют в стихах поэта. Искренний и свободный, сам Александр Блок стремился, чтобы потомки поняли его «сокрытый двигатель» так: Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Вечная Женственность есть олицетворение любви. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Вечная Женственность есть олицетворение любви
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Вечная Женственность есть олицетворение любви, Блок