А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях о подвигах о славе…» - сочинение

Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока… Перед нами - исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца. Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта - Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

«О доблестях, о подвигах, о славе» - первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. «Лицо в простой оправе» - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства. В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь «прошло» «лицо в простой оправе», так много значащее для лирического героя.

    * О доблестях, о подвигах, о славе
    * Я забывал на горестной земле»
    * рядом был любимый человек,
    * с которым тьма становилась светом.
    * Но час настал, и ты ушла из дому.
    * Я бросил в ночь заветное кольцо

 Любовь для лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце. «Летели дни, крутясь проклятым роем…» - так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни «без божества, без вдохновенья».

    * Я звал тебя, но ты не оглянулась,


 
* Я слезы лил, но ты не снизошла Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью. «Синий плащ» рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: «Ты, милая, ты, нежная…» Его любимая затерялась в неведомом мире, среди «сырой ночи», такая же одинокая в «промозглом» (эпитет «сырая ночь» выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. «Я крепко сплю» - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах - «синий плащ», «сырая ночь», звуки и краски сказочной мечты молодости. В стихотворении два действующих лица: «я» - одинокий, страдающий лирический герой, и «она» - таинственная незнакомка, нереальная в своей отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года сохранились традиции «Стихов о Прекрасной Даме»), и «очи синие, бездонные» всё так же манят своей недосягаемостью. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь - это однажды… «Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола» - так лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола - «всё миновалось». А впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: «Уж не мечтать о нежности, о славе». Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки - печальная правда о любви как о лучшем её проявлении. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Частые реминисценции из пушкинского стихотворения («И я забыл прекрасное лицо», «Летели дни, крутясь проклятым роем»), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта. * И сердце бьётся в упоенье, * И для него воскресли вновь * И божество, и вдохновенье, * И жизнь, и слезы, и любовь» - это у Пушкина. Лирический герой Блока «крепко спит», и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И всё же стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» - два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях о подвигах о славе…». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях о подвигах о славе…»
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Два вечных памятника в стихотворении «О доблестях о подвигах о славе…», Блок