А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирический герой поэзии А А Блока - сочинение

Особенностью лирики как рода литературы является так называемый художественный субъективизм, то есть наибо­лее возможное выражение личности автора, его отношения к жизни, его мировосприятия; ни в одном другом роде литературы внутренний мир создателя художественного произведения не раскрывается так ярко и полно. В рус­ской поэзии можно найти немало примеров мастерской передачи автором своего настроения, впечатления, хода мыслей. Эта тенденция проявилась и в творчестве поэтов- символистов, в частности А.А. Блока, выразившего в мно­гообразной и разносторонней поэзии всю многогранность и неоднозначность своей творческой личности.

Блок буквально ворвался в литературу начала XX века циклом «Стихи о Прекрасной Даме», идеологической ос­новой которого стала теория Вл. Соловьева о спасении мира Мировой Душой, Вечной Женственностью, Прекрас­ной Дамой, которую Блок ассоциировал со своей первой женой. В этих стихотворениях поэт сознательно противо­поставляет возвышенный, неземной образ возлюбленной, Всемогущей властительницы неба, лирическому герою, под­черкнуто ничтожному и несчастному:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты.

Нравственная пропасть, разделяющая героя и Прекрас­ную Даму, непреодолима; любовь осмысливается автором как возвышенная мечта, просветленная фантазия, в ко­торой лирическому герою уделяется гораздо меньше вни­мания, чем его возлюбленной, что подчеркивает ее вели­чие, всемогущество, принимающее космические масштабы. При этом герой — лишь рыцарь, верно и бескорыстно слу­жащий своей даме, воспринимающий это как священный обряд, поэтому в стихотворениях данного цикла так мно­го церковной лексики и атрибутики. Любовь — храм, и герой в нем — служитель:
Вхожу я в темные храмы. Свершаю бедный обряд...

Параллельно с темой любви в ранней лирике Блока развивается тема Родины, вначале принимающая то же мистическое звучание. В стихотворении «Русь» лиричес­кий герой видит Россию как таинственное порождение сво­ей фантазии, своего сна:
Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.

Герой чувствует скрытую связь с Родиной, воображает себе ее как языческий край колдунов, ведьм, ведунов.

Темы любви и Родины близки еще тем, что автор не­редко отождествляет в стихотворениях Россию с возлюб­ленной, с женой («О, Русь моя! Жена моя!..»). С течени­ем времени обе темы получают реальное, земное освеще­ние, не теряя при этом образности и красочности; жизнь во всем многообразии ее проявлений оказывается порой ярче, чем мечта, ближе, чем фантазия. Одним из основ­ных в теме Родины является стихотворение «Россия», опи­сывающее уже не мистические картины, а типичный для средней полосы России пейзаж и быт. Появляется мотив дороги, по которой едет лирический герой:
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи.

И герой признается в любви уже этой, такой обыденной и привычной, России, опять ассоциируя ее с деву? кой. («...А ты все та же - лес, да поле, / Да плат узд ный до бровей». )

Отношения героя и его страны - ело ные и искренние: с одной стороны, это любовь, с другой - полное отсутствие жалости («Тебя жалеть я не умею;.,») Эта противоречивость подчеркивает реальность происходящего, ведь мечта — всегда цельна, самодостаточна и гармонична.



 
В теме любви также появляются более конкретные мо­тивы и образы, основанные на реальном чувстве или пе­реживании. Так, разрыв с Л.Д. Менделеевой Блок свое­образно отразил в стихотворении «О доблестях, о подви­гах, о славе...» Здесь лирический герой — человек, испытывающий любовь к прекрасной женщине, но уже не возвышенно-нереальной, а живой, ушедшей от него к дру­гому. При этом герою хватает великодушия и нежности, чтобы простить и понять: Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Герой чувствует уже свою зрелость, свой возраст («Все миновалось, молодость прошла...»). Мечты юности уже не занимают его ум и душу; тенденция перехода от отвлечен­ного мистического понимания мира к большей конкрети­ке без потери символичности и образности и эволюция ли­рического героя сделала лирику Блока более многообраз­ной, яркой, выдающейся. Реальность представлялась Блоку в определенный пе­риод его жизни (в основном — жизнь в Петербурге) в мрач­ных, безрадостных тонах. В стихотворениях, посвящен­ных Петербургу и городу вообще, лирический герой пред­стает мятущимся, несчастным, одиноким, страдающим, видящим жизнь бессмысленной и быстротечной («Ночь, улица, фонарь, аптека...»). Эту боль он пытается заглу­шить в кабаках и ресторанах: мотив ресторана прони­зывает многие циклы поэта. Стоя за стойкой, герой на­блюдает окружающий его мир, убеждаясь в его пошлос­ти; погружается мыслью в прошлое («Я пригвожден к трактирной стойке...»). При этом лирический герой ощу­щает себя нравственно гораздо выше окружающих. В сти­хотворении «Незнакомка» (цикл «Город») герой видит нео­жиданно близкое ему по духу создание — незнакомую де­вушку, мираж, символ любви, обладающий в то же время демоническим значением; однако герой не приближается к ней, а лишь наблюдает за игрой своего воображения. Характерным в цикле «Страшный мир» является сле­дующее: герой странным образом раздваивается, что по­зволяет автору посмотреть на него со стороны («Двойник», стихи из цикла «Пляски смерти»). Здесь герой или пред­стает нравственно умершим человеком, уныло бродящим среди живых («Жизнь моего приятеля»), или сам себе, явившись в чужом виде, открывает глаза на свою же жизнь: одинокую, темную, страшную. Другим, новым, восторженно-порывистым, бурно-радост­ным восприятием действительности отличаются не мно­гие стихотворения поэта, но среди них — такие бессмерт­ные шедевры, как «О, весна без конца и без краю!..» Ли­рический герой принимает жизнь во всех ее проявлени­ях, принимает все, благословляет все; это стихотворение манифест примирения с жизнью, ведь герой приветствует жизнь «звоном щита»: он собирается защищаться, а не нападать. Особняком в творчестве Блока стоит поэма «Соловьи­ный сад», в которой автор символично отобразил вечную антитезу мечта — реальность и провел своего лирическо­го героя по сложному пути ошибок и разочарований. Ге­рой, занимающийся тяжелой, однообразной работой, меч­тает о тенистом саде и его обитательнице: ...А хозяин блуждает, влюбленный, За ночною, за знойною мглой. И мгла и зной символичны: мгла — соблазн, искуше­ние, обычно — синяя, то есть любовный соблазн; зной — жар, страсть. Выбрав однажды сад, герой на время ста­новится счастлив, но тяга к прежней, привычной жизни заставляет его покинуть этот «уголок рая» и вернуться в поисках друга на берег. С одной стороны, герой — это жи­вой человек, дышащий, чувствующий любовь, разочаро­вание, тоску; с другой стороны, — этот образ целиком сим­воличен, равно как и его жизненный путь; он помогает автору раскрыть идею, замысел; через цепь поступков, смену чувств героя мы делаем свои выводы и трактовки, прежде всего невозможности построения личного счастья через предательство ближнего, о необходимости придер­живаться предначертанного пути в жизни. Творчество А.А. Блока, его лирика, стихотворения и поэмы, входят в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы. За великолепием формы, музыкаль­ностью, плавностью стихов можно не заметить скрытых глубин творческого замысла, особенностей эволюции по­этической манеры. Есть мнение, что подобный анализ символических стихотворений опошляет их; по-моему, разбои таких неотъемлемых частей художественного целого, герой, лирический герой, образ автора, не только не опошляет стихотворение, НО делает ВОЗМОЖНЫМ ПОНЯТЬ обусловленность возникновения того или иного символа В КОНТексте всего творчества поэта, осмыслить не только то, что хотел сказать автор (ведь многие великие люди творят неосознанно, руководствуясь чем-то свыше), НО И открыть для себя что-то новое, свое, интересное, живое.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирический герой поэзии А А Блока. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Лирический герой поэзии А А Блока
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Лирический герой поэзии А А Блока, Блок