А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Матушка Русь в творчестве А Блока - сочинение



К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок.
Тема родины — одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде, чем писать о России, поэт пережил многое, «напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну. Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока. Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении «Русь» перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Сказочные образы постепенно сменяются спокойным любованием родной природы:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не «как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви». Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», — писал он.
Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию «прекрасными чертами», он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Поэт приписывает ей облик любимой женщины, тем самым придавая ему глубоко интимный характер:

Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Родина у великого символиста — полная сил и страсти женщина, наделенная «разбойной красой». Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...

Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлебанные дороги...
Блок рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что «душа хочет любить только прекрасное», поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а «сострадание есть уже начало любви».
Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: «Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика...»

Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены «отчетливой исторической памятью». Написаны они от лица сына «страшных лет России». В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: «Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее...» Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн

...вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...

Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней («Прекрасный лик горит любовью»), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:

...Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!

Цикл «На поле Куликовом» целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:

В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...

Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: «О, Русь моя! Жена моя!» В стихотворении «Новая Америка» Россия названа «невестой», а в стихотворении «Россия» любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —


 
Как слезы первые любви! Россия представлена в стихотворениях «Сытые» и «Фабрика» — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия «сытых» и «нищих». В «Сытых» — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская «Родина» с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской «Россией» некрасовские строки об «убогом и темном родном уголке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить — У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской «России»: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении «Русь»: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма «Возмездие» (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, «огромного, водянистого» царя (Александра III), «Державного Основателя» (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом «возмездия» — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши... В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым «колдуном», «волшебником», а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением «Русь». Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих «революционных предчувствиях» накануне первой мировой войны. Ожиданием перемен пронизано и стихотворение «Рожденные в года глухие...», посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей «страшных лет России», и призывает к обновлению: И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое! Налицо перекличка с лермонтовской «Думой». Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма «Двенадцать» подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос «писателя-Ви...», не принявшего революцию: — Предатели! — Погибла Россия! Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос. Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье «Интеллигенция и революция» он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Матушка Русь в творчестве А Блока. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Матушка Русь в творчестве А Блока
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Матушка Русь в творчестве А Блока, Блок