А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Первый цикл Александра Блока «Ante lucem» — «До света» - сочинение


Поэзия Александра Блока — явление удивительное. Именно этот поэт стал наиболее близким мне по духу. Но особенно дорога и понятна мне первая книга его стихов. И это неудивительно: она должна быть близка человеку, начинающему свой путь в мире, ибо именно в ней наиболее четко прослеживается путь познания жизни, путь, полный откровений и разочарований, приближения к идеалу и утраты его, предчувствия счастья и столкновения с ужасами жизни. В предисловии к собранию своих сочинений А. Блок писал: «Каждое стихотворение необходимо для образования глав; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни». Первая книга лирики Блока включает в себя стихотворения 1898—1904 годов.

Первый цикл озаглавлен «Ante lucem» — «До света» или, как переводил это название сам Блок, — «Предрассветное». В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже формируются многие темы творчества А. Блока. Первая из них — это тема, связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира и говорит о непонимании поэта людьми. С этой темой соседствует мотив противопоставления земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства и, как это ни странно для молодого поэта, тема упоения смертью:

О, верь! Я жизнь тебе отдам,
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..

Цикл «Ante lucem» — первый шаг на пути поиска идеала, пока еще неясного («таинственный, еще невнятный знак...»). Иногда поэту даже кажется, что идеал никогда не явится:

Счастье брезжит нам порою,
Но предназначено — не нам...

Однако уже в стихах этого цикла появляется характерный для всей лирики Блока мотив идеального женского начала (стихи об Офелии, «Твой образ чудится невольно...», «Слуга — царице» и пр.). Этот мотив в ранний период жизни А. Блока может быть связан с образом Л. Д. Менделеевой, женщины, которая долгое время владела мыслями и чувствами поэта. Итак, стихи первого цикла постепенно подготавливают нас к восприятию цикла второго, центрального цикла первой книги стихов — «Стихи о Прекрасной Даме» (1901—1902).

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» наиболее отчетливо прослеживаются различия и связи между, назовем условно, тремя уровнями стихов А. Блока — уровнем личным, мистическим и словарным.

Личные переживания Блока в этот период связаны с развитием его отношений с возлюбленной. Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой, Блок называет «Post lucem» — «После света». Многие произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например, стихотворение «Медленно в двери церковные...» связано с встречей Любови Менделеевой в Казанском соборе. Однако любовь к реальной женщине становится не только фактом личной биографии поэта: она воспринимается как момент соприкосновения с великим мистическим образом.

Годы написания второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь — это всего лишь бедное подобие «потустороннего», «сверхчувственного». Центральный образ философии Соловьева — Мировая душа, олицетворенное начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой в поэзии Блока становится символический образ «вечной женственности», Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом. «Она» у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника.

Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается. Главное — уловить в мире внеземные начала: «последний вздох, и тайный, и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд», «Яркий отблеск неземной». Воплощением же неземного на земле, опять же становится женщина.



 
Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока — уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы. Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают символическое значение. Слова «гореть, огонь, пламя» символизируют движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить — гореть. Круг — символ совершенства («Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги...»). Кроме того, круг — это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке. Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом противопоставления хаоса и космоса. Красное — непостижимое, движущееся, даже иногда демоническое. Синее — небесное, упорядоченное. Наиболее часто в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное, святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной, а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на земле. Черный цвет — цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака в душе поэта. 7 ноября 1902 года А. Блок получает «Царственный Ответ»: Л. Менделеева соглашается стать его женой. 8 ноября появляется первое стихотворение цикла «Распутья» — «Я их хранил в приделе Иоанна...». Цикл «Распутья» включает в себя стихи 1902—1904 годов и является последним циклом первого тома лирики. Его основные темы — непонятость поэта миром, враждебность мира. Если первый цикл — это выход лирического героя в путь, второй — поиск Прекрасной Дамы, то третий — это продолжение пути, но движется герой уже не к, а от идеала. Мистический мир постепенно снижается до реального, причем реальность наделяется мистическими чертами. Поэт оказывается противопоставлен дьявольскому миру людей: Никто не слыхал ничего. Все визжали неистово, как звери. В лирику Александра Блока проникают и социальные мотивы. Символом враждебного мира становится фабрика. В стихах возникает тема двойника, балагана, театра, обманутого Пьеро («В час, когда пьянеют нарциссы...»). Меняется и сам словарь. Там, где раньше была встреча, теперь — сон, весна сменяется смертью, свет — белой холодностью. На смену образу Прекрасной Дамы постепенно приходит образ карлика, черного человека, гасящего фонари, паяца. В стихотворения врывается стихия: ветер, метель. Изменился цвет. Преобладает красный — символ смеха, страха, цвет земных ужасов. В белом гробу спит «Она», голубая мгла отступила далеко-далеко. И именно это подготавливает рождение второго тома лирики А. Блока, во вступлении к которому поэт скажет: Ты в поля отошла без возврата. Да святится Имя Твое! Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах! Муза Пушкина, Лермонтова, Некрасова учила любить Родину, «глаголом жгла сердца людей». Великий поэт и гражданин Некрасов писал: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой...» Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков. Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты («...через край перелилась восторга творческого чаша, и все уже не мое, а наше, и с миром утвердилась связь»). Правда, впоследствии, он. как бы сомневаясь, спрашивает: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Но Блок уже твердо понял: главное для него заключается в том, «чтобы распутица ночная от родины не увела». Поэт, только что почувствовавший эту связь, тяжело перенес революцию 1905 года, эти переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении «Осенняя воля», где, обращаясь к родине-матери, поэт писал: «Приюти ты в далях необъятных! Как и жить, и плакать без тебя!» Блок понимает: «плохо в России». Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой Родины звучит: «Христа! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн твой будет ли причален к моей распятой высоте?- С болью в душе и сердце поэт восклицает: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, - как слеэы первые любви!» Мрачная обстановка в России отождествляется поэтом с татарским нашествием. Обращаясь к этому миру, Блок утверждает: «не может сердце жить покоем, недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. Молись!» Он видит «над Русью далече широкий и тихий пожар». Поэту выпало в жизни увидеть несколько «страшных лет» губительной для России мировой войны, увидеть, как «встает мятеж». Бури века, его пробуждение, тревога за судьбу Родины - это и есть стержень прекрасной и великой поэзии Блока. Однако главным в блоковской теме России является его стремление к обновлению страны. Новая, революционная Родина приветствовалась им как избавление от старой грязи, хаоса, несправедливости. Все это отразилось в поэме «Двенадцать». Поэт здесь на стороне народа, он тоже жаждет существенных перемен. «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь! - в кондовую, в избяную, в толстозадую!» Поэма «Двенадцать» объединяет все основные темы блоковской поэзии, в том числе тему России. Резко отрицательно Блок относится ко всему, являющемуся признаком старой России, рухнувшего мира: «Стоит буржуй, как пес голодный... и старый мир. как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост». Посвятив теме России свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, ощутимую, полную жизни и движения картину родной земли. Широкие поля, глади бесконечных вод, бездонная лазурь неба, плач зимней бури, ароматы трав и гроздь рябины вместе с колокольным звоном, косыми избами, разбитыми дорогами, измученными спинами идущих на фабрику рабочих, солдатскими эшелонами, пожаром революции - все это в движении и причудливом сочетании, в контрастах и противоречиях раскрывает Россию. Ощущение и неповторимый образ России - красивой девушки, невесты, возлюбленной, жены. Блок писал: «О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь? О. бедная моя жена, о чем ты горько плачешь?» В другом стихотворении: «О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» Поэзия Блока сложна, многолика, многокрасочна, как сама жизнь. В поэзии Блока уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное. учится любить и уважать свою Родину. Блок верил, что будущее поколение увидит в его поэзии прежде всего любовь и веру в Россию, в торжество в нашей стране добра и свободы, что оно почерпнет в ней силы для жизни: «... есть ответ в моих стихах тревожных: их тайный жар тебе поможет жить».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Первый цикл Александра Блока «Ante lucem» — «До света». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Первый цикл Александра Блока «Ante lucem» — «До света»
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Первый цикл Александра Блока «Ante lucem» — «До света», Блок