А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Блок > Размышления Блока о критической литературе начала XX века
Размышления Блока о критической литературе начала XX века - сочинение

Сложное и зыбкое отношение Блока к символизму, растущее в нем сознание независимости от идейно-эстетических регламентации школы, сдержанное отношение к отвлеченным теоретическим построениям вообще, отсутствие живого интереса к злободневной литературной тактике близких к нему литераторов и, конечно, прежде всего, устремленность к своему главному жизненному делу - поэзии - ослабляли его внимание к символистской критике и тем более ее влияние на него. Пристально следя за поэзией и художественной прозой своих соседей по литературе, он вникал в их критическую работу значительно слабее.

Конечно, Блок читал, иногда с большим одобрением, иногда с отрицательными эмоциями (об этом отчасти уже говорилось), статьи и трактаты Мережковского, Вяч. Иванова, А. Белого, Эллиса, 3. Гиппиус, Чулкова, но читал скорее бегло, чем серьезно и внимательно, далеко не все, главным образом - лишь по тексту журналов и сборников, и прочитанное редко перечитывал. В тексте статей, дневников, записных книжек, писем Блока итоговые критические сборники символистов упоминаются мимоходом, редко и без каких-либо замечаний по существу (именно так упомянуты Блоком «Арабески», «Символизм», «Далекие и близкие» и первая «Книга отражений»).

Размышления Блока о современной критической литературе привели его в 1907 году к выводу о ее неблагополучном состоянии, о ее кризисе. И этот вывод не сводился к обычному, распространенному в разные эпохи брюзжанию писателей на критиков и на критику, как таковую. Конечно, блоковская статья-фельетон «О современной критике» не столько значительна и весома сама по себе, сколько симптоматична. Отношение к ней Белого показательно, хотя взаимные литературные оценки обоих поэтов после 1907 года не были ровными п существенно колебались то в одну, то в другую сторону. Но ясно одно: критика и теория символистов и сам символизм в целом, как бы ни был связан с ними Блок, уже тогда, в годы формирования критической прозы поэта, не служили для него прочной и жизненно необходимой опорой. Более того, как будет видно из дальнейшего, Блок постепенно, рывками отходил от символизма и отстранял его от себя.
О существовании этих «синтетических заданий», реализованных и нереализованных, дают представление хотя бы высказывания, содержащиеся в статье Белинского 1842 года «Речь о критике». Разбирая выступление на эту тему профессора словесности А. В. Никитенко, Белинский выдвигает мысль о том, что критика должна быть единой и синтетичной, то есть должна объединять «эстетический разбор» и исторический анализ. «. . .Не для чего, - пишет Белинский, - (…) разделять критику на разные роды, а лучше, признав одну критику, отдать в ее заведывание все элементы и стороны, из которых слагается действительность, выражающаяся в искусстве. Критика историческая без эстетической, и наоборот, эстетическая без исторической, будет одностороння, а следовательно, и ложна. Критика должна быть одна, и разносторонность взглядов должна выходить у нее из одного общего источника, из одной системы, из одного созерцания искусства». И через несколько страниц, развивая ту же мысль: «Мы уже и теперь не можем удовлетворяться ни одною из европейских критик, замечая в каждой из них какую-то односторонность и исключительность. И мы уже имеем некоторое право думать, что в нашей сольются и примирятся все эти односторонности в многостороннее, органическое (а не пошлое эклектическое) единство. Может быть, и назначение нашего отечества, нашей великой Руси, состоит в том, чтобы слить в себе все элементы всемирно-исторического развития, доселе исключительно являвшегося только в Западной Европе. На этом условии, на обещании этой великой будущности, наша скромная роль учеников, подражателей и перенимателей не должна казаться нам ни слишком смиренною, ни слишком незавидною» Вполне возможно, что Блок не знал этих мыслей-Белинского в том варианте, который здесь воспроизведен, тем более что и вообще он, как известно, относился к Белинскому с некоторым предубеждением. Но эти выводы-задания были рождены из самой логики развития русской критики, из соотношения требований жизни и эстетической культуры и вновь актуализированы XX веком. Понятно, что возникновение их, хотя бы потенциальное, в сознании поэта-критика, в равной степени отдававшегося стихиям жизни и искусства, было, в сущности, предопределено. Они стали для Блока творческим импульсом далеко не сразу. Поэтическое сознание Блока первоначально формировалось в сфере влияния элитарно-идеалистической культуры, лишенной гражданского пафоса и гуманистически-напряженной связи с людьми. Поэтому неотступным укором совести и «дезидератом» Блока явилась мысль о пути человеческого и гражданского «служения». Именно здесь и следует искать источник зреющих и проясняющихся в нем нормативных принципов и обвинительных формул, которые он предъявлял- с некоторыми колебаниями - к модернизму и в частности к символизму, включая и критику, связанную с этими течениями еще не выдвигает прямых пожеланий, но в его словах они уже явно подразумеваются: «Реалисты исходят из думы, что мир огромен и что в нем цветет лицо человека маленького и могучего (…). Они считаются с первой (наивной) реальностью, с психологией и т. д. Мистики и символисты не любят этого - они плюют на «проклятые вопросы», к сожалению. Им нипочем, что столько нищих, что земля кругла. Они под крылышком собственного я».




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Блок

Александр  Блок


Сочинение на тему Размышления Блока о критической литературе начала XX века, Блок



Больше всего просматривают

  1. Сочинение на тему весна
  2. Сочинение на тему Евгений Онегин
  3. Что такое счастье сочинение?
  4. Сочинение про маму
  5. Сочинение моя любимая книга
  6. Образ Хлестакова в комедии ревизор
  7. Сочинение описание природы
  8. Моя будущая профессия сочинение
  9. Сочинение на тему зима
  10. Сочинение на тему зимние каникулы
  11. Сочинение на тему зимний день
  12. Кладовая солнца сочинение
  13. Сочинение о войне
  14. Сочинение на тему человек и природа
  15. Сочинение на тему мцыри
  16. Короленко в дурном обществе сочинение
  17. Сочинение левша
  18. Печорин герой своего времени сочинение
  19. Григорий мелихов в романе тихий Дон