А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Размышления о судьбе «страны родимой» («Россия» «Русь» «На поле Куликовом») - сочинение


При подготовке к печати своего собрания сочинений Блок выделил отдельный цикл «Родина», куда вошли патриотические стихотворения, написанные в 1907- 1916 годах. В 1908 году в письме к Станиславскому Блок упоминал «тему о России». «Ведь тема моя,- писал он,- я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, ока больше всех нас… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» (8, 265). Блок был прав, утверждая, что к теме России он подходил с начала сознательной жизни. Мистические «Стихи о Прекрасной Даме» казались молодому поэту открытием великих, важных для России и для всего человечества событий. В цикле «Пузыри земли» (1904-1905) Блок с любовью писал о русской природе с ее березками и травкой, с болотами и кочками, со всеми «тварями весенними» - и реальными, и сказочными. В стихотворении «Пляски осенние», замыкающем цикл «Пузыри земли», особенно проникновенно говорится о чувствах радости и грусти, охвативших поэта с наступлением осени.

В стихотворении «Осенняя воля» Блок создает подчеркнуто будничную, неприглядную картину русской природы: «Битый камень лег по косогорам, желтой глины скудные пласты», «Разгулялась осень в мокрых долах, обнажила кладбища земли» и т. п. Несмотря на эти нарочито непривлекательные пейзажи, стихотворение исполнено глубоких чувств сыновней любви к родной природе. Родные дали властно зовут к себе, пробуждают новые чувства. Здесь и буйное веселье, и томящая душу тоска. Поэт готов разделить со своей страной все ее печали и радости:

    * Над печалью нив твоих заплачу,
    * Твой простор навеки полюблю.
    * Приюти ты в далях необъятных!
    * Как и жить и плакать без тебя!

Об искреннем желании поэта сблизиться с родным народом свидетельствуют и другие строчки: «Буду слушать голос Руси пьяной, отдыхать под крышей кабака». (Они навеяны, по-видимому, словами из лермонтовской «Родины»: «Смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»). «Осенняя воля» Блока перекликается и с лирическим отступлением из одиннадцатой главы «Мертвых душ»: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека».

Значительный интерес представляет произведение «На ноле Куликовом» (небольшой цикл из пяти стихотворений, включенный в отдел «Родина»), Мы найдем здесь и изображение русской природы, и воспоминания и героическом прошлом России, и предчувствие грядущих перемен. Затронут в стихотворении и острый вопрос, особенно мучивший Блока в то время,- это вопрос о взаимоотношениях народа и интеллигенции.

Ожидание важных событий, которые должны изменить судьбу России, Блок связывал с воспоминаниями о Мамаевом побоище. Он считал, что Куликовская битва принадлежит к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение». Освобождение русского народа от иноземного ига, большие перемены и жизни России, защита европейской цивилизации таково значение Куликовской битвы. Блок использовал символику Куликовской битвы в своих раздумьях о современном положении России и о ее будущем. Приближающуюся революцию он сближал с освобождением от «татарского ига» царизма.

Вторым планом цикла «На поле Куликовом» является проблема парода и интеллигенции. Блок уподобляет стан Дмитрия Донского «десяткам миллионов народа», а орда Мамая - это «несколько сот тысяч» интеллигенции, которая не умеет найти пути к народу. В непродолжительной тишине появляются зловещие признаки скорого столкновения двух этих станов.

Кронная связь поэта с родной страной раскрывается убедительно в стихотворении «Россия». Когда-то Гоголь (а к ею образам Блок обращался очень часто) сравнивал Русь с бойкой, необгонимой тройкой, постоянно мчащейся вперед. Нам уже встречался образ Руси «с мутным взором колдуна» («Русь», 1906). Исследователи творчества Блока вполне обоснованно утверждают, что образ колдуна в этом и в других произведениях Блока появился под непосредственным влиянием повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» (колдун усыпил и погубил пани Катерину) . Злые силы, заколдовавшие Россию, воплощает хищный коршун, который кружит над сонной страной («Коршун», 1916). Образ безжалостного хищника трансформируется и конкретизируется в поэме «Возмездие». Волшебник, колдун с совиными крылами - это обер-прокурор Синода Победоносцев, вдохновитель реакционной политики, сыгравший столь губительную роль в жизни России.

    * В те годы дальние, глухие,
    * и сердцах царили сои и мгла:

 
* Победоносцев над Россией * Простер совиные крыла, * И не было ни дня, ни ночи, * И только - тень огромных крыл; * Он дивным кругом очертил Россию, * заглянув ей в очи * Стеклянным взором колдуна… Вернемся к поставленному раньше вопросу: «Какой же будет судьба России? Победит ли ее чародей?» Блок с уверенностью утверждает: «Не пропадешь, не сгинешь ты». Какой бы чародей ни пытался погубить Россию, ему это не удастся. Прибавится еще одна забота, прибавится еще одна слеза, но Россия останется все такой же («А ты всё та же…»). Поэт верит в жизненные силы своей страны. Блок пишет далее: «И крест свой бережно несу…» Фразеологический оборот «нести свой крест» обозначает выполнять тяжелые обязанности. Эта часть стихотворения с измененной последней строчкой появилась в записной книжке Блока еще в 1908 году. Скрытые под обманчивыми болотными топями драгоценные богатства России были для Блока символом могучих духовных сил русского народа, подавленного и «усыпленного». Мысли о движении России по пути прогресса нашли отражение в стихотворении «Новая Америка». Здесь, как и в написанных раньше стихотворениях, Россия предстает как «роковая, родная страна» с ее страшными просторами, бесконечной ширью, метелицей, пустырями и гнущимися под ветром кустами. Есть также и обращение к историческому прошлому упоминание о варягах и половцах, о татарах и чурках. Как и прежде, Россия для Блока это невеста, «под московским платочком цветным» (ср. раньше «платузорный», «в цветном платке» и др.), пол видит ее «запылавшие щеки». Неоднократно воспетые Блоком приметы старой России - пищей, дикой, богомольной - воспринимаются в «Поной Америке» как тот туман, который заслоняет от нас едва просвечивающий новый лик страны («Праздник радостный, праздник великий, да звезда из-за туч не видна»). И сквозь то убогое, старушечьи-богомольное, что считалось исконно русским, поэт сумел увидеть «запылавшие щеки» красавицы-невесты и расслышать «шепотливые тихие речи». Блок мечтает о развитии промышленности России, об использовании богатых земных недр: * А уж там, за рекой полноводной, * Где пригнулись к реке ковыли, * Тянет гарью горючей, свободной, * Слышны гуды в далекой дали… * Нет, не вьются там по ветру чубы, * Не пестреют в степях бунчуки…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Размышления о судьбе «страны родимой» («Россия» «Русь» «На поле Куликовом»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Размышления о судьбе «страны родимой» («Россия» «Русь» «На поле Куликовом»)
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Размышления о судьбе «страны родимой» («Россия» «Русь» «На поле Куликовом»), Блок