А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
С какой любовью А Блок описывает в этом стихотворении русскую - сочинение




Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь на достигнутом. Он уловил наступление нового времени в истории России — времени социальных потрясений. Поэт верил, что «рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». Источником этой веры для него явилась Россия — «роковая» страна, затаившая в недрах своих великое мятежное начало.

Родина в творчестве А. Блока является неотделимой частью, продолжением и дополнением всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта в годы реакции. В таких стихах, как «Русь», «Россия», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:

Ты и во сне необычайно,
Твоей одежды не коснусь.
Дремчю и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна...

С какой любовью А. Блок описывает в этом стихотворении русскую природу! Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, бурные вьюги, переплетаются с горящи ми селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами... Такова блоковская Россия. А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, «светлой жены»:

О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской
древней воли
Пронзил нам грудь.

В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором уже звучала патриотическая тема. Блок верил, что для России наступает новый период, что в борьбу вступили новые люди, вышедшие из «тьмы погребов». И этому поколению принадлежит будущее:

Мы не стали искать и гадать:
Пусть заменят нас новые люди!
В тех лее муках рожала их мать.
Так псе нежно кормила у груди.

Величие России — в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов «На поле Куликовом». В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл — одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла — «Река раскинулась...» — автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха. Устремленность в будущее выражается как бы убыстренным ритмом:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит стенная кобылица
И мнет ковыль...

Образ-символ коня проходит через весь цикл стихотворений. В философски сложном цикле произведений А. Блока создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль о подвиге. Вот почему ему так близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В «непробудимой тишине» Блок ясно слышит гул грядущих событий, «высокие и мятежные дни». Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:

Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

«Россия — буря» — так говорит поэт. В годы революционного подъема Россия повернулась к А. Блоку «новым ликом»:

На пустынном просторе, на диком
Ты все та, что бьаа, и не та,
Новым ты обернулась мне ликом,
И другая волнует мечта.

Блок, видя, какой ценой обходятся России взлеты и падения, обратился с яростным призывом к своим современникам:

На непроглядный ужас жизни
Открой, скорей открой глаза.
Пока великая гроза Все не смела в твоей
Отчизне,— Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки...


 
В поэме «Возмездие» А. Блок пытается предугадать будущее России и спрашивает: Какие ж сны тебе, Россия. Какие бури суждены? Осознание трагизма судьбы России заставляет поэта только сильнее любить ее. А. Блок жил в трагическое время. Война сменяла войну, за революцией надвигалась революция: Мы — дети страшных лет России Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы Кровавый отсвет в лицах есть. Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме «Двенадцать». Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворе ние «Скифы»! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении «Рожденные в года глухие...». Но в них главное — любовь к России. Именно она движет всем творчеством поэта. Именно она сближает творчество А. Блока с великой поэзией XIX века. В его лирике те же интонации любви к России, что и в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Это же чувство связывает его и с современниками: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски нежным и страстным С. Есениным. Эти поэты учат любви беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу. Так любил Родину и Александр Блок. В ней он черпал силы для добра: Дивись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи. Хорошо известна поэтическая метафора: «Родина-мать». Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется «олицетворением». Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины свесами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие. Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно. Вот его стихотворение «Россия» из цикла «Родина»: «А ты все та же — лес да поле, / Да плат узорный до бровей...» Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — «плат узорный до бровей». Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать —и жена. Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности: В густой траве пропадешь с головой. В тихий дом войдешь не стучась... Обнимет рукой, оплетет косой И, статная, скажет: «Здравствуй, князь». Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле «На поле Куликовом»: «О Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь! / Наш путь — стрелой татарской древней воли /Пронзил нам грудь». Она — соратница и заступница: И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде, свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече. Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — «разбойная краса», но она же и чудовищная маска из стихотворения «Русь моя, жизнь моя...»: «Дико глядится лицо онемелое, / Очи татарские мечут огни...» Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение «На железной дороге» тоже включено в цикл «Родина», но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно...» написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странного любовью...». Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее. Лермонтов любит вопреки «славе, купленной кровью», вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная. И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи: Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи! Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства. Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок «...принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме С какой любовью А Блок описывает в этом стихотворении русскую. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > С какой любовью А Блок описывает в этом стихотворении русскую
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему С какой любовью А Блок описывает в этом стихотворении русскую, Блок