А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема сочинения Что привлекло меня в поэзии «серебряного века - сочинение


Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник — «Стихи о Прекрасной Даме». В нем отразились мысли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юноши. Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть в глазах! «Трагическим тенором эпохи» назвала Александра Блока Анна Ахматова.
В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир. Большое влияние на поэта и его творчество оказал Владимир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не покидала Блока.

В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия. Любовь поэта — постоянное ожидание.

В первом сборнике — преклонение и служение рока веч ной Прекрасной Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира. Между поэтом и Дамой происходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонятность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вьюга. Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь — места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные

багровые тона. Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина. Вместо преклоняющегося инока — хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: «По городу бегал черный человечек...» У Блока обычная, повседневная жизнь переплетается с мистической, нереальной.

Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохранились на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихотворений о Прекрасной Даме — это попытка слияния индивидуальной души поэта с мировой душой.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» имеет три раздела, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мысли поэта: это разделы-главы — «Неподвижность», «Перекрестки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, непосредственно обращенные к Прекрасной Даме. Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева «Бедный друг! Истомил тебя путь...»:

Смерть и Время царят на земле, —
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

и само понятие «неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг!жающие самое главное, «сокровенное и несказанное».

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

«Неподвижность» — поэтический пролог ко всему творчеству Блока. Именно здесь рассказана история жертвенной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В «Неподвижности» зарождается святая для Блока Тема сочинения: поэт и его идеал Прекрасного (слияние Добра, Красоты, Истины), которому он был верен всю жизнь.
История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения первой книги — изначальный и все время нарастающий драматизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде всего в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника «Предчувствую Тебя...»:

... Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это пророческое стихотворение — камертон ко всей лирике. В нем «напророчен» не только будущий «ущерб» Прекрасной Дамы —

... дерзкое возбудишь подозренъе,
Сменив в конце привычные черты, —

но и будущий неизбежный путь лирического героя:
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Стихотворение завершается двустишьем, в котором выражена трагическая противоречивость блоковского героя:

Как ясен горизонт!
И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна...» было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менделеева согласилась стать женой Блока. «... Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года...» — писал Блок в дневнике.

И вот зажглись лучом вечерним своды.
Она дала мне Царственный Ответ.

Во втором разделе сборника, который Блок назвал «Перекрестки», резко меняются тональность, ритм, появляется бло-ковский Петербург, его Город. В «Неподвижности» обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром природы. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина.

В «Перекрестках» отразился резкий поворот в лирике Блока.

Раздел «Перекрестки» открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением «Обман», далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: красный карлик, красный колпак, красное солнце: «По улицам ставят красные рогатки. Шлепают солдатики...»
Следующие стихотворения в нарастающей степени развивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кровавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении «Город в красные пределы...», посвящено лучшему другу Евгению Иванову, который также испытывал мучительную любовь-ненависть к городу Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а «серо-каменное тело» с «мертвым ликом», колокол с «окровавленным языком».

Стихотворения этого раздела «Все кричали у круглых столов...», «Свет в окошке шатался...», «Я вышел в ночь...» предвосхищают Блока — поэта «Страшного мира». Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества.

Восхищенью не веря,
С темнотою — один
У задумчивой двери
Хохотал арлекин.

Блок объясняет, что двойничество, то есть расщепленность души человека, перекрестков, перепутий, происходит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. «Перекрестки», «Перепутья», «Распутья» — это еще и синонимы исторического рубежа — конца XIX и начала нового XX века.

В одном из последних писем Блок сказал пророческие для него слова, которые можно отнести в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни: «... искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод. Эта мысль стережет всегда». Название заключительного раздела цикла «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в письме.

Первое стихотворение, которым открывается заключительный раздел книги, — «Экклесиастк Это откровенная история о неизбежности катастрофы. Эпиграф к стихотворению взят Блоком из Библии.

Все диким страхом смятено.
Столпились в кучу люди, звери.
И тщетно замыкают двери
Досель смотревшие в окно.

Стихотворение «Встала в сияньи...» — рассказ о трагической смерти женщины.

Мамочке не больно, розовые детки,
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не помогла...

Казалось бы, здесь Прекрасная Дама исчезает, уступает место героине суровых, драматических будней города. Но вот элегия «Когда я уйду на покой от времен...» не дает забыть этот волшебный образ. Более того, если рассмотреть творчество А. Блока в целом, то это стихотворение воспринимается как предвестник элегии Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...», которой открывается лирическая книга «Ночные часы».
Сборник завершается стихотворением «Дали слепы, дни безгневны...» Это стихотворение по своей тональности напоминает стихотворение из цикла «Молитвы», помещенное Блоком в конце первого раздела «Неподвижности» — «Сторожим у входа в терем...» Оно подхватывает последние строки «Молитвы»:

Молча свяжем вместе руки,
Отлетим в лазурь.

Теперь в этих строках звучит мотив вечного боя, блоковской неуспокоенности:

Что мгновения бессилья?
Время — легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!


 
И опять, в бездумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений, Встретим жизнь и смерть! С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом «Стихи о Прекрасной Даме» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты. Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: Прозрачные, неведомые тени К тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь. Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный: А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты... Лирический герой цикла, двойник поэта — Порой слуга, порою милый, И вечно — раб. Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве: Вхожу я в темные осрамы, Совершаю бедный обряд, Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад. Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки: С той поры, что ни ночь, что ни день, Надо мной твоя белая тень, Запах белых цветов средь садов, Шелест, легких шагов у прудов... При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, «осязаемого», ведь все земное ей чуждо: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо... Вот плывут ее вьюжные трели, Звезды светлые шлейфом влача... «Мне не слышны ни вздохи, ни речи», — говорит герой. Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанный», «озаренный», «отрадный». Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики: Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо? Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв. В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю: Звездой кровавой ты текла, Я измерял твой путь в печали, Когда ты падать начала. Метафизическое падение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную на неосвященной земле, в «неосвещенных воротах», что И этот взор не меньше светел, Чем был в туманных высотах. Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, «гений чистой красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении «Шлейф, забрызганный звездами» героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю: Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами Вихрем поднятый костер. Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт: Средь этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой — Недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой? Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении «Незнакомка». Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания «и каждый вечер». И в то же время — ...в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом: Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема сочинения Что привлекло меня в поэзии «серебряного века. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Тема сочинения Что привлекло меня в поэзии «серебряного века
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Тема сочинения Что привлекло меня в поэзии «серебряного века, Блок