А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Эволюция видения Блоком своей родины на всем протяжении - сочинение




На одном из поэтических вечеров А. А. Блок, завершая выступление, прочел стихотворение, которым часто заканчивал свое чтение — «Голос из хора». Из зала раздавалось требовательное: «Прочтите стихи о России!» «Это все о России», — ответил поэт. Да, вся лирика Блока — поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков. Сам поэт писал К. С. Станиславскому: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».

Любимый поэт юного Пушкина Батюшков учил собратьев по перу: «Пиши, как живешь». Блок поступал наоборот: пытался жить так, как писал. Вот и получилось, что почти все совершенное Блоком было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его «Русь», «Россию», «Осенний день» или другое юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой — историей.


Поэт хорошо понимал, что «жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничто...». Так жили наши далекие предки, проявившие мужество, доблесть, бескорыстную любовь к Родине на поле Куликовом. Блок знал, что победа между Доном и Непрядвой повлекла за собой невиданный подъем народного духа, хотя до окончательного освобождения Руси от ордынского ига пройдет еще столетие.
В Шахматове, на берегу лесной Лутосни, в воображении поэта возник образ святой русской земли и степной с обрывистыми берегами Непрядвы:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом» говорили о том, что Блок умел чувствовать историю милой его сердцу Руси чутко и трепетно:

Я вижу над Русью далеко
Широкий и тихий пожар...

Всего десять лет спустя новый пожар 1917 года перевернул судьбу России.
Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Это чувство спасло его в страшные («глухие») годы. И поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» (1914), одном из самых трагических у Блока, — стихотворении о смерти и безвыходности существования — поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого «круга бытия», проливает в душу мир и покой.
Это «единственное» — Россия.

...еще леса, поляны,
И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе...

Блок создал особенный поэтический образ Родины. Это образ красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик светел, «светел навсегда», она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей».

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..
И нет конца!

Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «невозможное возможно» — она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь.

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
На кустах рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, дали туманные, «неба осветленный край средь дымных пятен» — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Ее он любил, ждал для нее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму, и задохнулся от гнетущей пошлости, от реальности, так не похожей на его мечту.


А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории «потерянное дитя», - писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами «слепой и беспощадный русский бунт».
Трагичен своим поздним понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия за бесовское наваждение – веру, что к светлому будущему можно придти через кровь, разрушения, новую «пугачевщину». Свидетель «страшных лет
России» гениально отобразил русскую революцию.


 
«Двенадцать» - самое важное, самое бессмертное блоковское творение, потому что он подводит итог безумному влечению русской интеллигенции идей революции. «Революционный пожар» новым светом озарил все творчество Блока, придал ему тревожный и мятежный смысл – жизнь и борьба человек «меж двух огней». Время окрасило «Двенадцать» в цвет кумача, сделало политическим манифестом в руках тех, кому нужно было как – то оправдать национальную трагедию 1917 года. Блок, хотя и приветствовал революцию в статье «Интеллигенция и революция», но не был политиком. Поэма начинается словами: Черный ветер, белый снег… Ветер, ветер на всем белом свете! В город ворвалась стихия , ветер, вселенский мировой. Ветер крепчает, сливается с вьюгой, «смеющийся в очи» человеку, и вместе они накрывают город. Вроде идет обычная жизнь: сугробы, на улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто – то кого – то убил, идут двенадцать солдат. И вместе с тем чувствуется, что сейчас происходит что – то важное: борются не на жизнь, а на смерть хаос и гармония, свет и тьма. Нет не двенадцать воплощают в себе идею гармонии, света. Где он, тот свет? В чем? Пока только ночная душа города. Лихорадочный, меняющейся от марша к городскому романсу, от романса к частушке, ритм поэмы как бы собирает всех жителей, все классы и сословия на огромную площадь, где решается их историческая судьба. Вот мимо прошли двенадцать «Пальнем – ка пулей в святую Русь». Какой странный у них вид: В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз. Поэту видится на спинах его героев страшный знак каторги. Куда и зачем они идут? Почему радостно скандируют: Свобода, эх, эх, без креста! Кто они? Люди, готовые к разрушению и насилию «Выпить кровушку за зазнобушку». Им позабавиться не грех. Поэт, сам прошедший путь «вочеловечивания», дает шанс преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. Должно же быть в них что – то человеческое, нельзя же все уничтожать! Ведь в человеке два начала: бесовское (черное) и Христово (белое). Блок, как романтик, был убежден, что из стихи должна родиться гармония. Но нет. Группу из двенадцати «апостолов» революции замыкает пес, не просто бездомная собачонка, а символ дикого, необузданного злого, жестокого. И только впереди, далеко, за снежной завесой, идет тот, от кого они отказались, сняв с себя крест, - Христос. А пока они сами удивляются: «Эка тьма!». Тьма вокруг них и в душах – тьма безверия и слепоты. А доказательство тому – убийство Катьки. Убийство из-за ревности, из-за душевной темноты и «дозволения» революции, делать что хочешь. Пролита кровь невинной жертвы. А сколько таких «Катек» убьют они на своем пути еще? Кровь на снегу – это трагедия, которой нет оправдания. Поэтому убийце стало стыдно «голову повесил». Блок считал, что память о Боге, называемая совестью, живет в каждом. Совесть убийцы оборачивается страхом. Тут –то и появляется : Нежной поступью надъвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впреди – Исус Христос. Какой смысл этого символа? Блок сам признавался Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец… Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос, но чем более я вглядывался, тем яснее видел Христа». Эта интуиция гения. Блок хотел оправдать революцию и не сумел. Осталось одно – предупредить Россию, что путь преодоления прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в человеке, пусть в благородной форме: «Вся власть советам!», а через движение к добру, красоте, истине, любви. Не надо перестраивать мир, не надо кричать: Запирайте этажи, нынче будут грабежи. Нужна духовная революция, преображение нашего «внутреннего человека» Блок совершил нравственный подвиг всем своим творчеством, и в первую очередь поэмой «Двенадцать» - честной бескомпромиссной оценкой революции. Чуковский говорил: «Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его тоска вселенская: не о случайных… изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия.» Эта беда – безбожие, отсутствие нравственного закона. Светлое, святое в нашей стране будут вытравлять всеми способами. В 20 –30 годы детей публично заставляли отказаться от родителей, взорвут дорогу к Храму и сами Храмы. А в конце ХХ века изгонят Солженицина с родной земли, ускорят смерть Сахарова, убьют А. Меня. Блок как бы предвидел это, но верил, что Иисус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не разучилась еще каяться. … И там, где огонь гудит, развихрясь, Он видит все таки Христа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Эволюция видения Блоком своей родины на всем протяжении. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Эволюция видения Блоком своей родины на всем протяжении
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Эволюция видения Блоком своей родины на всем протяжении, Блок