А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Я стремлюсь к роскошной воле А А Блок - сочинение




А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта. Эта трилогия получила название «трилогия вочеловечения». В каждом томе образ лирического героя меняется. Рассмотрим, как меняется образ лирического героя в поэзии Блока.

К самым ранним стихам поэта относятся «Стихи о Прекрасной Даме». Прототипом Прекрасной Дамы была реальная женщина, Л. Д. Менделеева, которую Блок боготворил. Ярким примером этого цикла является стихотворение «Вхожу я в темные храмы»:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала. Здесь поэт использует устойчивые образы-символы: сумерки, свет, лампада, клики, туман, красота, тайна, загадка, тень, скрип.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей...
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны...

Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик. Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с «душой мира», которая и является воплощением Прекрасной Дамы, Зари, Купины. Несомненно, что в этих произведениях лирический герой является отражением самого поэта, его чувств, переживаний, стремлений. Но уже в ранней лирике обращает на себя внимание двойственность натуры лирического героя. С одной стороны, он не удовлетворен действительностью, стремится отрешиться от всего земного, как от греховного начала, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить «небо и землю», спасти мир, находящийся на грани катастрофы:

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен - жду твоих шагов...

Совсем по-другому представляется нам образ лирического героя во втором томе «трилогии». Если в ранних стихах лирический герой все время жил в каком-то мистическом мире, то здесь появляются другие, более земные темы: описание города, низких пошлых людей, к которым лирический герой испытывает отвращение:

...А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas» кричат...
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач...

Мы видим, как в этом стихотворении меняется лексика, используемая поэтом. Вместо мистических, идеальных образов возникают вполне конкретные образы сонных лакеев, пьяниц с глазами кроликов, пыльных переулков. Здесь Блок употребил вульгаризм «торчат», чтобы подчеркнуть непоэтичность, обыденность обстановки. И именно в этом пошлом мире появляется Незнакомка (символ идеального, высокого). Происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...

Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает. Он пытается еще парить над толпой:
Я слышу все с моей вершины...
(«Фабрика»)
Но постепенно лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества. С образом Родины у Блока связаны только светлые надежды и воспоминания. Но и образ Родины эволюционирует.

Сначала это спящая красавица, отдыхающая и хранящая силы для будущих великих дел:

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Но в цикле «На поле Куликовом» Блок восхищается героическим прошлым России. Здесь Русь уже несется вперед, как степная кобылица, как гоголевская птица-тройка. И этот бег безогляден и бесконечен, как сама Русь.

Но главным образом, олицетворяющим Россию, является образ женщины в цветастом платке:
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

Возрождение и процветание Родины поэт видит в революционной России. Для него революция становится спасением, он слушает ее «всем сердцем». Только революционный огонь сможет разрушить все старое, обветшавшее, тянущее назад. Только революция способна создать нечто новое. Блок предупреждает и призывает в «Скифах»:

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в наши мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья...

Здесь именно Россия, с ее необузданностью, стихийностью, размахом -носитель новой идеологии. Создание поэмы «Двенадцать», где представлен революционный лик новой России, завершило «трилогию вочеловечения».


 
Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя. Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл «Стихов о Прекрасной Даме», лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии: Я стремлюсь к роскошной воле, К той прекрасной стороне, Где в широком чистом поле Хорошо, как в чудном сне. Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности. Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы: Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, Но в сердце- первая любовь Жива - к единственной на свете. В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности - образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она - Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная: И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука... Несмотря на то что герой спускается «со своей вершины» в мир людей, где у «соседних столиков лакеи сонные торчат» и «пьяницы с глазами кроликов «in vino veritas» кричат», герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит «землю» и «небо», поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы. Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество - о России. В стихотворениях из цикла «На поле Куликовом» чувствуется гордость и восхищение: Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь! Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят: Нет, опять погаснут зданья, Нет, опять он обманул Отдаленного восстанья Надвигающийся гул. Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода («Скифы», «Двенадцать») лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир: Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные объятья! Пока не поздно — старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем братья! А если нет, — нам нечего терять, И нам доступно вероломство! Века, века — вас будет проклинать Больное позднее потомство... Мысли лирического героя полны революционной романтики он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму: В последний раз — опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира! Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме «Двенадцать». «Апостолы» новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, «на спину надо б бубновый туз». Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому Легкой поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди - Исус Христос. Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Я стремлюсь к роскошной воле А А Блок. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Блок > Я стремлюсь к роскошной воле А А Блок
Александр Блок

 Александр  Блок


Сочинение на тему Я стремлюсь к роскошной воле А А Блок, Блок