А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение страстей в «маленьких трагедиях» - сочинение





«Маленькие трагедии» - одни из самых насыщенных действием и накалом страстей произведения русской литературы. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своем творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, страхи, гнев и любовь. Не зря «Маленькие трагедии» на протяжении многих лет вдохновляли режиссеров, композиторов, мыслителей. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Многие фразы стали афоризмами, например «пир во время чумы», а имена - нарицательными, как сальери, скупой рыцарь.
В этом сочинении мне хочется подробно остановиться на одной из «маленьких трагедий» - пьесе «Моцарт и Сальери». Смерть великого Моцарта была предметом разных произведений, есть различные интерпретации этого сюжета. Пушкин в своей версии взял за основу одну из человеческих страстей - зависть. Именно завистник Сальери является ее главным героем. Именно его мучительные переживания, страшная зависть не бездарного, но «второразрядного» творца - завязка сюжета.
На первом плане мы видим беззаботного гения, который с одинаковой легкостью предается простым земным наслаждениям и пишет божественную музыку. Фигура беззаботного Моцарта восхищает и возмущает Сальери. С одной стороны, он понимает, что перед ним гений, но с другой - он не может простить такой несправедливости судьбы:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше.
Сальери трудился всю свою жизнь, чтобы добиться лишь части того, чем владеет Моцарт. В начале пьесы Моцарт, чтобы позабавить Сальери, приводит с улицы слепого бродягу-скрипача. Тот, страшно фальшивя, исполняет произведение Моцарта, что страшно смешит автора. Но Сальери приходит в негодование:
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля...
В этом же заключается отношение Сальери к образу жизни Моцарта. Моцарт между делом исполняет ему несколько «новых своих мыслей», и Сальери снова удивлен и возмущен:
Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрипача слепого! - Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
Никогда раньше Сальери не было причины завидовать, но Моцарт возбуждает в нем это черное чувство:
А ныне - сам скажу - я ныне Завистник.



 
Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. - О небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений - не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан - А озаряет голову безумца, Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт! Муки Сальери, его нестерпимая душевная боль, его страсть, зависть к Моцарту закручивают сложнейшую интригу. С одной стороны, они братья по музе, по цеху и должны разговаривать на одном языке, но выясняется, что между ними лежит глубокая пропасть. Сальери с одинаковой легкостью мог и возненавидеть, и полюбить более талантливого композитора, но его черная страсть перевешивает. Рождается страшное решение. Сальери решает отравить своего кумира и мучителя, выставляя это как свой долг: Нет! Не могу противиться я доле, Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить - не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой... Здесь есть параллель с евангельским сюжетом об Иуде и Христе. Моцарт предчувствует свою смерть, по странному совпадению он пишет заказ - реквием. Последний ужин с Сальери - это тайная вечеря. Сальери подает Моцарту бокал с ядом и в ответ получает фразу: «Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?» И далее следует одна из самых значительных фраз трагедии: Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство - Две вещи несовместные. Не правда ль? Зависть погубила великого Моцарта, а удовлетворение этой страсти и не принесло счастья Сальери. Можно ли было спасти Моцарта или трагедия была неизбежна? «Неизбежна», - отвечает автор. Там, где есть злое стремление, где нарушается христианская заповедь, не будет ничего, кроме зла.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение страстей в «маленьких трагедиях». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Борис Годунов > Изображение страстей в «маленьких трагедиях»
Борис Годунов

Борис Годунов


Сочинение на тему Изображение страстей в «маленьких трагедиях», Борис Годунов