А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирический герой и героиня поэзии Брюсова 2 - сочинение



Прежде Брюсов изображал своего героя, украшая его, - в обличий «жреца», «отрока темноглазого», или «жертвы», испытавшей «крестные муки» своей страсти, или в «объективных» образах классической и восточной древности. Теперь образ героя начинает обрастать эмпирическими подробностями. У него оказывается «жемчужный иней в усах» или борода, чернеющая «на наволочке белой», он носит уже не жезл, а «связку астр» или едет по шоссе в автомобиле. Героиня, являвшаяся в прежних стихах Брюсова «менадой», «царицей», таинственной любовницей, также становится обыденнее и проще. Она превращается в женщину, с которой можно познакомиться не в «царстве пламенного Ра», а на концерте, слушая сонату, и пройти вместе не мимо пирамиды и даже не по улицам старого Кельна, а просто через фойе. Отчетливого выражения эти черты нового женского образа брюсовской поэзии достигают в стихотворении «Женский портрет» (1913), включенном в сборник «Семь цветов радуги». В «Женском портрете» героиня изображается исправляющей корректурные гранки:

    * Что я могу припомнить? Ясность глаз
    * И детский облик, ласково-понурый,
    * Когда сидит она, в вечерний час,
    * За ворохом шуршащей корректуры.
    * Есть что-то строгое в ее глазах,
    * Что никогда расспросов не позволит,
    * Но, может быть, суровость эта - страх,
    * Что кто-нибудь к признаньям приневолит.
    * Она смеяться может, как дитя,
    * Но тотчас поглядит лицом беглянки,
    * Застигнутой погоней; миг спустя
    * Она опять бесстрастно правит гранки.

Эмпиризм, стремление к зарисовкам с натуры, иногда камерность - все эти особенности новой брюсовской манеры явлены в приведенном отрывке вполне наглядно.

В лирике Брюсова усиливается внимание к внешнему, материальному миру, особенно к природе, а восприятие этого мира становится более конкретным, предметным, расчлененным, вызывающим иногда интимно связанные с объектом импрессионистические ассоциации. Таково развернутое сравнение, которым определяется состояние утомленной и насыщенной за лето природы, поворачивающей к осени:

    * Мы не спорим, не ревнуем.
    * Припадая, как во сие,
    * Истомленным поцелуем
    * К обнажившейся спине.
    * («Август», 1907)

Такова и зарисовка летней природы в позднейших стихах:

    * Кричат дрозды; клонясь, дрожат
    * Головки белой земляники,
    * Березы забегают в ряд,

 
* Смутясь, как девы полудикие. * («Вечером в дороге», 1914) И в изображении быта, чем дальше, тем больше деталей и уточнений с характерным отходом от импрессионистического преломления: * Эти старые лавки, где полки уставлены * Рядом: банок пузатых, давно закоптелых. * («В Голландии», 1913) * В далекий скрип пустой телеги, * В журчанье речки у излуки * И в кваканье глухих прудов. * («Вечерний пан», 1914) Убедительным подтверждением высказанной здесь точки зрения может служить информация, появившаяся в зарубежной печати. Оказывается, прототипом героини стихотворения «Женский портрет» является вполне определенное лицо - Александра Павловна Татаринова, многолетний секретарь редакции «Русской мысли». Характеристика, данная Брюсовым, согласно той же информации, точно соответствует реальной личности А. П. Татариновой. * Опять - развесистые липы * И склады бревен за избой… * («Деревенские рифмы», 1915) Конечно, поэтическое творчество Брюсова на новых этапах его развития не потеряло связи со своим прошлым. Как и прежде, в нем раздавались голоса разочарования, слабости, усталости, покорности и одиночества. Любовь по-прежнему оборачивалась у Брюсова своей болезненной, мучительной стороной, соединяя в себе остроту «грешной страсти» и ужас обреченности, правду и ложь, превращаясь в катулловское - «ненавижу и люблю». Все это для брюсовской поэзии эпохи реакции - далеко не случайные и очень характерные явления. Но не в них следует видеть главные отличительные особенности настроенности и тематики поэта тех лет. В лирике Брюсова усиливаются в то время бодрые, жизнелюбивые мотивы. Чередуясь с выражением ущербных настроений, они мало-помалу становятся ведущими в ней. В поэзии Брюсова возникают образы, проникнутые пафосом произрастания, плодородия, творческих сил природы. Таково, например, полное «биологического оптимизма» стихотворение 1907 года «Жизнь»: * Безликая, она забыла счет обличий: * Подсказывает роль любовнику в бреду, * И коршуна влечет над нивами к добыче, * И гидре маленькой дает дышать в пруду. * Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду! * Бросаюсь в глубь веков, - она горит на дне * Бегу на высь времен, - она кричит мне: буду! * Она над всем, что есть; она во всем, во мне! Эта мажорная поэзия, связанная с мыслью о могуществе непосредственной природной жизни, развита и усилена Брюсовым в ряде декларативных стихотворений, открывающих сборник «Зеркало теней» (отдел «На груди земной»). Но своего кульминационного развития эти мотивы достигают в «Семи цветах радуги» - сборнике, написанном накануне мировой войны и в годы войны. Утверждение «радости земного бытия» Брюсов вполне осознанно делает программой этой книги. «Автору казалось, - заявляет он в предисловии к сборнику, - что голос утверждения становится еще более своевременным и нужным после пережитых испытаний. Подразумевается русско-германская война, что славословие бытия приобретает тем большее значение, когда оно прошло через скорбь, что новое и высшее содержание получает формула: «не утоленный ни радостями, ни страданиями».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирический герой и героиня поэзии Брюсова 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Брюсов > Лирический герой и героиня поэзии Брюсова 2
Валерий Брюсов

Валерий  Брюсов


Сочинение на тему Лирический герой и героиня поэзии Брюсова 2, Брюсов