А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Судьба Мастера в советской России (по произведениям Булгакова «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита») - сочинение


Настоящая литература должна пройти испытание временем. И сегодня пришло время взглянуть на литературу XX в. через призму истории. Оказывается, признанные классики, творившие в рамках социалистического реализма, чьи романы и повести выходили огромными тиражами, сегодня оказались невостребованными, забытыми, неинтересными для современного читателя. 

Произведения же многих мастеров, долгое время находившиеся под запретом, теперь, наконец, нашли своего читателя, и оказалось, что они не потеряли своей- актуальности и в современной жизни, потому что вопросы, поднимаемые ими, вечные. Один из таких авторов — М. А. Булгаков. И мне хотелось бы обратиться к теме, которая всегда волновала писателя. Это тема творчества и тема судьбы писателя.

В «Театральном романе», а затем в «Мастере и Маргарите» он создает образы художников, наделенных большим талантом, чьи судьбы, однако, в советской России складываются трагично.
И Сергей Леонидович Максудов, и Мастер до того, как начали писать свои произведения, занимались делом, к которому не имели призвания: Максудов служил в газете «Вестник пароходства», Мастер работал в музее. Однако и тот, и другой наделены огромным писательским даром. Мастер, выиграв сто тысяч, уединяется в своем подвальчике и сочиняет роман о Понтии Пилате. Максудов по ночам пишет произведение о гражданской войне. Оба живут в крайней бедности. Один — в крошечной квартирке, другой — в мансарде. Правда, Максудов ненавидит свою «отвратительную» комнату в коммунальной квартире. Мастер же счастлив в своей отдельной квартирке, куда приходит и его верная подруга Маргарита. Максудов же бесконечно одинок.

Творчество составляет- смысл жизни обоих художников. Они живут радостями и печалями своих героев. Однако когда работа над произведением закончена и писатели собираются выпустить их в свет, оказывается, что это невозможно. Почему? Булгаков дает ответ на этот вопрос. Максудов читает свой «Черный снег» знакомым литераторам. «Все слушатели, как один, сказали, что роман мой напечатан быть не может по той причине, что его не пропустит цензура». Один из них говорит: «...содержание... — ты знаешь, чего требуется? Не знаешь? Ага! То-то!» Действительно, при советской власти писатель должен «писать чего требуется» — в этом и состоит суть соцреализма, утвердившегося как ведущее и единственное направление в советской литературе. Критерием оценки писателя стало не его дарование, а соответствие содержания его произведений линии партии. Так, поэт Рюхин в «Мастере и Маргарите» пишет пламенные стихи «взвейтесь» и «развейтесь», не обладая ни талантом, ни верой вто, о чем он пишет. Бездомный до встречи с Мастером сочинял «чудовищные» стихи. И все же они назывались писателями. Да и другие литераторы, с которыми мы знакомимся в Грибоедовском доме, чрезвычайно далеки от настоящего творчества. Их волнуют лишь материальные проблемы: дача в Перелыгино, квартира, еда в ресторане литераторского дома — вот круг их интересов. Поэтому герой Булгакова отделяет себя от них, называя себя не писателем, а Мастером. «Мир литературы» он вспоминает «с ужасом». И Максудов, вступив в круг признанных писателей, говорит: «Я вчера вступил в новый мир, и этот мир мне был противен. Я в него не пойду. Он — чужой мир. Отвратительный мир! Максудов читает произведения признанных писателей, произведения которых выходят в печати, и оказывается, что никакими художественными достоинствами они не обладают. В мире литераторов царит злоба и зависть по отношению друг к другу. Особенно ненавидят тех, у кого есть истинный талант, Не случайно критики Латунский, Лаврович и другие обрушиваются на роман Мастера, хотя напечатан Я был лишь отрывок из него. Роман Максудова, который так и не дошел до читателей, и его пьеса, принятая Независимым Театром, вызывают бешеную зависть, потому что имя никому не известного автора стоит в афише рядом с именами Софокла, Островского и Шекспира. Критика произведения Максудова, по его словам, не критика, а «издевательство». Ликоспастов, считающийся приятелем героя, злобно радуется фельетону, потому что сам он «в Софоклы не попал», так как «писал плохо».


 
Травля со стороны литературных кругов приводит к тому, что в душе Мастера поселяется страх. Он уже ненавидит свой роман, принесший ему столько горя и страданий. И он сжигает рукопись. Максудову также становится «ненавистна» его пьеса. Его внутреннее состояние близко к состоянию Мастера. Он говорит: «Ничего нет хуже...чем малодушие и неуверенность в себе». Что же делать писателю, чьи произведения не доходят до читателя, мастеру, которому отказывают в праве писать о том, что ему дорого и близко? «Ну что ж, сиди и сочиняй второй роман, раз ты взялся за это дело...в том-то вся и соль, что я решительно не знал, о чем этот второй роман должен был быть? Что поведать человечеству?» — рассуждает Максудов. Мастер тоже отвергает темы, предлагаемые ему Воландом, объявляя их «неинтересными». Действительно, если замысел не созрел, то браться за перо, чтобы хоть что-то написать, не стоит. Таково мнение самого Булгакова, который, зная, что скоро умрет, говорил: «Может быть, это и правильно. Что я мог бы написать после «Мастера»?» Судьбы писателей — героев Булгакова — складываются трагично. Мастер сломлен, он отказывается от «мечтаний, вдохновений», ничто, кроме Маргариты, не привязывает его к жизни. В финале романа он получает самое необходимое для художника: «покой и волю». Он уходит из земной жизни в жизнь вечную. «Театральный роман» обрывается, он не закончен Булгаковым. Однако у произведения есть и другое название — «Записки покойника». И уже из предисловия мы узнаем, что автор записок, Сергей Леонидович Максудов, покончил с собой, бросился с Цепного моста в Киеве вниз головой. И все же Булгаков верит в высокое предназначение писателя, в то, что настоящие произведения искусства обязательно придут к людям. И он, безусловно, прав: «рукописи не горят»!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Судьба Мастера в советской России (по произведениям Булгакова «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Булгаков > Судьба Мастера в советской России (по произведениям Булгакова «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита»)
Михаил Булгаков

Михаил  Булгаков


Сочинение на тему Судьба Мастера в советской России (по произведениям Булгакова «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита»), Булгаков