А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных - сочинение





С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие. Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора «Что такое истина?» Иешуа говорит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ...Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан». Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние.

Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой.
В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и «ершалаимской» истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: «Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил?». Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику.

Ложная жизнь, не приемлющая истину, «во всей красе» представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают «сражения» с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже «знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности.

В романе «Мастер и Маргарита» изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни...

Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев «Мастера и Маргариты». Вспомним, что говорит на балу Воланд: «Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. ...Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!».

События в Мастере и Маргарите начинаются однажды весной в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах.В столице появляются сатана и его свита.Главным представителем нечистой силы является Воланд.

Он грозой проносится над Москвой, наказывая непорядочность, эгоизм и алчность. Воланд появился в столице, чтобы исправить героев романа, верша справедливость.Он карает взяточников и пьяниц, воздаёт должное Мастеру и Маргарите, которые сохранили верность друг другу и любовь. Суд над ними вершится не по законам добра ,а по законам нечистой силы. Воланд судит жителей города по совершенным ими поступкам. И Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Стёпа Лиходеев-все получают по заслугам. Внезапная встреча с нечистой силой заставляет всех этих и прочих корыстных людей снять маски. Кажется, что все они наказаны по заслугам. А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал ,что эти два человека добрые, бескорыстные и любящие друг друга. Кажется, что Воланд со своею свитою делают добро, помогают найти Маргарите её Мастера, но их поступки порождали зло.

Мастер отчаянно боролся со злом, но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу над нечистой силой. Воланд ищет в Москве такого человека ,который прибегнет к его услугам, но не из-за жадности и ненасытности, а из-за чего-то возвышенного, такого как любовь. Таким человеком ,попавшемся в руки сатаны, стала Маргарита. И Воланд овладел её душою, а потом и душою Мастера. Как можно говорить о добре, когда Воланд намеренно решает помочь Маргарите, преследуя в этой сделке свою цель.Нечистая сила несёт лишь зло. А пример с Мастером и Маргаритой -это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка. Эта помощь шла не от чистого сердца ,а от сатанинского изощрённого ума. Почему Воланд берёт на себя обязанность решать чужие судьбы, наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится.

 
Я думаю, что М.Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Роман М. Булгакова — произведение очень сложное. В нем множество сюжетных линий, и они причудливо переплетены. Исследователи романа находят множество параллелей между событиями, происходившими в древнем Ершалаиме, и фантасмагорией Москвы 30-х годов. Иешуа не без оснований сопоставляется с мастером, первосвященник Кайфа — с Берлиозом, Левий Матвей — с Иваном Бездомным. Единственный персонаж, не имеющий аналогий, единственный и неповторимый — Маргарита. И то, что рядом с мастером — Маргарита, а Иешуа совершенно одинок — очень важный штрих. Имя Маргариты вынесено в заглавие романа. Это значит, что этот образ занимает ключевое место в структуре произведения. Она накоротке с Воландом и его свитой, она переписывает роман мастера об Иешуа и Понтии Пилате — то есть, она присутствует во всех плоскостях романа, не переставая жить в реальной Москве 30-х годов. Присутствие ее незаметно, но значение его невозможно переоценить, ведь если бы не Маргарита, — не был бы спасен мастер. Мастер — избранник Маргариты, и это уже очень много о ней говорит. Как пушкинская Татьяна среди всех избирает именно Онегина, так и Маргарита умеет отличить среди обыденности человека творческого, непохожего на других. Мастер не просто не похож на других, он еще и отмечен совершенно особой судьбой, и именно эту судьбу сразу чувствует Маргарита, и готова полностью разделить со своим любимым. Маргарита — по натуре своей вольная птица. До встречи с мастером у нее было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги... «Словом... она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?... ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Она «угадала» его среди тысяч людей. Так же, как он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке на Арбате воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь. Маргарита действительно способна давать счастье и быть счастливой. Интересно, что это счастье практически никак не вытекает из поступков героини. Если рассмотреть все поступки Маргариты, то ее вряд ли можно назвать положительной героиней. Она — неверная жена, готова по первому зову связаться с дьяволом, ведьма, устраивающая погромы в квартирах добропорядочных литераторов. Но любовь — вот что собирает этот образ воедино, это чувство всеобъемлющее, определяющее всю жизнь Маргариты. И еще она женщина до кончиков ногтей и потому имеет чисто женские слабости. Это, во-первых, любование собой (в том числе и наготой), кокетство в любых, даже неподходящих ситуациях. Во-вторых, это импульсивность реакций (разгром квартиры Латунского, исцарапанное лицо Алоизия Могарыча). Но это — лишь мгновенная реакция на зло, масштабность — не черта ее характера, вот почему и отношение к ней в такие моменты — как усмешка над расшалившимся ребенком. И что еще интересно, Маргарита, эта отдавшаяся на волю дьявола ведьма, оказывается более положительным персонажем, чем мастер. Она верна, целеустремленна, она, в конечном счете, вытаскивает мастера из небытия сумасшедшего дома. Она олицетворяет активное, деятельное, жизненное начало. Имя Маргарита в булгаковском романе явно отсылает к «Фаусту» Гёте, особенно если учесть, что эпиграф романа взят из этог произведения. Действительно, у Маргариты много общего с гетевской Гретхен: обе они жертвуют жизнью ради любви. Тогда мастер — Фауст? Нет. Ведь именно жизнелюбивая, беспокойная и отважная Маргарита продает душу дьяволу и вступает в мир чер магии. Она готова рисковать чем угодно, лишь бы спасти сво возлюбленного. Конечно, Фауст продавал свою душу совсем не ради любви — им двигала страсть к познанию жизни. Но для Маргариты любовь и есть смысл жизни, поэтому она в какой-то мере является гетевским Фаустом и Гретхен в одном лице. Роман «Мастер и Маргарита» — произведение и сатирическое, и фантастическое, и философское. Многие поколения читателей будет волновать романтическая история Маргариты — прекрасной женщины, способной на «настоящую, верную и вечную» любовь.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Булгаков > Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных
Михаил Булгаков

Михаил  Булгаков


Сочинение на тему Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных, Булгаков