А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Возвращение писателя (М Булгаков) - сочинение




После перестройки в течение двух лет впервые на родине Михаила Афанасьевича Булгакова были опубликованы пьеса "Адам и Ева", повесть "Собачье сердце", письма писателя, черновые варианты его произведений, воспоминания современников. Было наконец-то много переизданий, в том числе увидели свет после семидесятилетнего перерыва сатирические произведения художника, выходившие только один раз, в 20-е годы. Наибольший интерес у читателей вызвала сатирическая повесть "Собачье сердце", своей популярностью отвергая упреки в ее несовременности, излишней привязанности к "злобе дня", к эпохе 20-х годов. Повесть не только обогащает наши представления о литературном процессе того времени, в которое она была написана, но и побуждает задуматься над проблемами современной действительности. Ее острую актуальность, пожалуй, наиболее ярко иллюстрирует ситуация пятнадцатилетней давности, когда много раз приходилось слышать: "Поймите, "Собачье сердце" у нас никогда не будет напечатано".

Булгаков преподносит нам урок смелости, мудрости, предупреждения об опасности философии насилия. Писатель, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы. В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка художник не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией. Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу. Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей. Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии. Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи.
Творческие принципы Булгакова вызывали негативное к нему отношение современников, его писательская судьба складывалась труднее, чем у остальных "возвращаемых" художников, которые имели возможность публиковаться в те или иные периоды своей жизни. Булгакова почти не печатали, а напечатанное подвергалось жестокой критике. Особо сильные нападки вызывали сатирические повести писателя, в которых "литературоведы" увидели лишь злость и ненависть к существующему строю.

Критический пафос был органичен для Булгакова. Он очень рано обратился к сатире, увлеченно работал над созданием сатирических рассказов и повестей ("Дом № 13", "Похождения Чичикова", "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце"), писал комедии ("Зойкина квартира", "Багровый остров", "Иван Васильевич"), создал "Театральный роман". Обращению к сатире во многом способствовал и журналистский опыт в газетах "Накануне" и "Гудок", где Булгаков напечатал множество фельетонов, очерков, зарисовок. Немаловажную роль в становлении мастерства Булгакова играл и повышенный интерес писателей к сатирическим жанрам в 20-е годы. Однако немногое из написанного в этот период вошло в обиход советского читателя.

М. Булгаков был не одинок в своих художнических поисках. Многие темы и мотивы произведений писателя присутствуют в творчестве его современников. Можно указать на распространенность в литературе 20-х годов "сюжетной схемы, связанной с показом опасностей, грозящих России". Эта сюжетная схема составляет основу трех булгаковских сатирических повестей: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце". В этих повестях вскрываются противоречия послереволюционной эпохи, подвергаются осмеянию опасные общественные пороки — невежество, бескультурье, бюрократизм. Пафос сатирика направлен на разоблачение недостатков общественной организации, могущих в перспективе дать варианты, описанные в этих повестях.

Михаила Афанасьевича Булгакова можно в полной мере назвать учеником и последователем Н. В. Гоголя, так часто вносившего в свои произведения элементы мистицизма, любившего «подпустить черта» и прочую нечистую силу.
В полной мере эти традиции прослеживаются в романе «Мастер и Маргарита», одним из главных героев которого является Сатана Воланд со товарищи. Эта «веселая компания» всколыхнула на время ленивую московскую жизнь, внесла неразбериху и сумятицу в души мещан, так падких на блага, раздаваемые задарма. По-гоголевски весело и беспощадно смеется над своими персонажами Булгаков, заставляя выбегать их в неглиже после сеансов магии. Но в очень странной роли выступает Сатана в романе «Мастер и Маргарита». Он появился в столице, чтобы наказать алчных и завистливых, бесталанных, возомнивших себя гениями, навести порядок и справедливость, утешить и наградить талантливых и обездоленных.

Воланд не одинок. Его сопровождает веселая компания, от души тешащаяся над теми, кого писатель считает врагами общества: бюрократов и стяжателей, чиновников от искусства и откровенных доносчиков.

Как похожа Маргарита, хозяйка бала Сатаны, на героиню гоголевской повести «Майская ночь». Только Маргарита не приносит горя слабым и безответным. Она мстит обидчикам своего любимого, и долго еще был в ужасе критик Латунский, вспоминая страшный вечер разгрома на своей квартире.

Другим явным подтверждением приверженности Булгакова гоголевским традициям является рассказ «Похождения Чичикова». Здесь мы окунаемся не столько в мир героев Николая Васильевича, но в саму атмосферу его творений. Булгаков, свободно распоряжаясь гоголевскими персонажами, предупреждает читателей, что время авантюристов-жуликов еще не прошло. Легко справляется с ними писатель, правда, во сне. И это очень символично, так как зло это победимо, но не так просто, как кажется.


 
Николай Васильевич Гоголь обозначил приоритеты, Булгаков подтвердил, а ведь между их творчеством — столетие. Что изменилось? Мало что, к сожалению. Так, например, композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная символика Булгакова сыграла решающую роль. Мы привыкли относиться к любви, описываемой в романах различных писателей, как к явлению чисто положительного характера, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической силы, поставил под вопрос единство того мнения, которое столь часто господствует среди нас. Маргарита - далеко не "тургеневская девушка" и не Анна Каренина Толстого по своему складу натуры и ума. Это достаточно дерзкая, грубая женщина, которая любит власть и восхищение. С другой же стороны Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее характер и поведение. Вторым примером неоднозначности добра и зла в романе является отношение Римского Прокурора Понтия Пилата к Иешуа. С одной стороны, он не прощает той необычности поведения, которая характерна для Иешуа, с другой - он видит в нем избавителя от душевных и физических страданий, пророка. Таким образом, первый роман Булгакова "Мастер и Маргарита" направлен вниз, на духовное падение, а второй роман Булгакова "О Понтии Пилате" стремиться ввысь, к духовному озарению. Как связаны оба романа? Должно быть какое-либо связующее звено, которое соединило бы будущее и прошлое. Этим звеном является Воланд. Он и есть та самая точка зрения, та самая позиция Булгакова, которая строится на основании вечности, а не момента. Воланд - это зеркало, в котором отражаются все поступки людей прошлого и настоящего времени. Он не является злом или добром в романе. Он зеркало истории. Почему Маргарита тянется к Воланду, личности властной и сильной? Возможно потому, что общаясь с ним, она соприкасается с позицией вечности, а это крайне необычно и глобально для нее. Вот и третий пример неоднозначности падения духа, но перед ним, как и полагается, мгновенное озарение, прозрение, которые должны толкнуть человека к самоусовершенствованию. Мастер и Маргарита проведут какое-то время в Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному духовному освобождению. Период соприкосновения Маргариты с позицией вечного в романе "Мастер и Маргарита" соответствует распятию Иешуа на кресте в романе "О Понтии Пилате". Только, соответственно, при распятии Иешуа происходит затемнение рассудка Понтия Пилата. Почему же оба романа Булгакова так плавно перетекают один в другой? Потому, что Воланд отражает позицию вечности, отражает и каждый момент действительности. С его появлением в Ершалаиме и Москве ничего не меняется в жизни людей и ходе истории. Если бы можно было изобразить произведение Булгакова схематично, то мы бы увидели график, одна ветвь которого направлена вверх, а другая вниз. Это функция кубической параболы, где верхняя часть графика отражает действие романа "О Понтии Пилате", нижняя - действие романа "Мастер и Маргарита", а точка, где одна часть переходит в другую - позиция Воланда. Таким образом, добро и зло в произведении М.А.Булгакова уравновешены, и, постоянно переходя то в один, то в другой аспекты, они создают сложную композицию романа. Я считаю, что Булкагов создал гротескную картину современного ему общества и людей. Это наводит меня на мысль, что в основе "Мастера и Маргариты" лежит идея справедливости. Недаром все нечестные и непорядочные герои романа, были разоблачены Воландом и его свитой. Я думаю, что роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" нельзя назвать ни романом прошлого, ни романом будущего, так как проблемы, рассматриваемые в романе были, есть и будут очень актуальны во все времена, особенно это относится к главной проблеме романа - проблеме добра и зла.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Возвращение писателя (М Булгаков). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Булгаков > Возвращение писателя (М Булгаков)
Михаил Булгаков

Михаил  Булгаков


Сочинение на тему Возвращение писателя (М Булгаков), Булгаков