А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Вымысел и реальность в сатирических повестях М А Булгакова - сочинение



Книги М. Булгакова привлекают внимательным отношением к человеческой личности, социальной фантазией, сюжетами, средствами художественного выражения идеи. В романах, повестях, пьесах нет ни одного лишнего слова; в каждом произведении заключен глубокий смысл.

 Творчество Булгакова как бы соединяет «подлинное» и «выдуманное» — в том смысле, что в нем много фантастики, подобной содержащейся в произведениях Н. В. Гоголя. В. этом ряду стоят такие произведения, как повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Багровый остров», «Собачье сердце», комедия «Иван Васильевич». Умная, подчас горькая сатира Булгакова, его гениальные фантастические вещи — это тоже наша классика.

Булгаков смотрит в лицо веку, в котором «очень много странного, смешного, старомодного и никуда не годного». В 1920-е годы писатели и поэты для изображения парадоксов современности использовали сильные литературные средства: гиперболу, гротеск, фантастику.
Говоря об отражении жизни в произведениях Булгакова, прежде всего, по моему мнению, следует осознать отношение автора к революции. Очевидно, что он считает ее происхождение искусственным. Об этом свидетельствует хотя бы то, что «красный луч» в повести «Роковые яйца» появляется лишь при электрическом свете.

Поэтому отношение писателя к событиям 1917 года и последующих годов резко отрицательное. Об этом говорят и персонажи его произведений. Шарикова нельзя назвать человеком, ему неведомы такие простейшие понятия, как жалость, милосердие, доброта, любовь. Он все в жизни осознает, понимает и оценивает, но живет только для себя. Он все более вписывается в свиту домкома Швондера с его «классовой» терминологией и недоверием к интеллигенции. Шариков — доказательство того, что искусственное вмешательство в ход эволюции ни к чему хорошему не ведет.

Очень интересно в повестях видение Булгаковым будущего страны. В «Роковых яйцах» Москва 1978 года предстает перед нами обновленной. В ней наконец-то решили «квартирный вопрос»: построены 15-этажные небоскребы и рабочие коттеджи. Правительство поддерживает развитие науки, извозчиков сменили таксомоторы. Он сумел предугадать и деятельность ГПУ, и бюрократию советских чиновников, и безграмотность журналистов. 

Уже через год, в «Собачьем сердце», появляется Москва совершенно другая. В ней гораздо ше отрицательного и практически нет ничего светлого. Даже профессор Преображенский, к кото| автор относится позитивно, должен прибегать к неприемлемым в демократическом мире ме чтобы получить возможность спокойно работать.

Швондеры, Шариковы И им подобные ненавидят то, чего не понимают, а не понимают они очень многого: науки, культуры, искусства. Они гордятся своим низким происхождением и необразованностью, стараются втоптать в грязь тех, кто знает больше. Шариков совершил громадный прыжок: из дворняжки он превратился в сотрудника службы очистки столицы от бродячих кошек и собак, то есть сделал карьеру. Преследование своих — характерная черта «шариковых». Шариков пишет донос даже на своего благодетеля — Преображенского. При этом он понимает, что обязан профессору жизнью. 

 
Особенно волновала Булгакова проблема интеллигенции: ее судьба после революции и роль в жизни страны. Положение интеллигенции, конечно, трагично, но во многом это ее вина. Она поддерживала марксизм, даже подталкивала людей к свержению власти, многие культурные деятели-дворяне говорили о необходимости изменения существовавшего в царской России строя. В повести «Роковые яйца» Персиков погибает, ибо он является олицетворением тех сил, которые совершили революцию. Профессор Преображенский — совершенно иной представитель интеллигенции. Он никогда не принимал социалистическую идеологию и считал, что лучшее занятие для рабочего класса — чистка сараев. Другого человека с подобными взглядами давно бы уже «ликвидировали», но профессора спасают его всемирная известность и, пожалуй (и это самое главное), то, что его клиенты — новое «высшее общество» Москвы. В изображении интеллигенции есть и еще одна деталь: в каждом герое подобного типа живет любовь к своей стране, к своему дому. Персиков, несмотря на разруху в институте, эмигрантом не стал. Во время гражданской войны он испытывал все лишения вместе с москвичами, а после нее добровольно начал работать для новой советской науки. Его изобретение моґло бы принести многочисленные блага, если бы в дело не вмешались бюрократы. Да и профессор Преображенский с его неприятием революции не смог покинуть Россию. Я считаю интересным и изображение пролетариата в сатирических повестях Булгакова. Автор настаивает на том, что каждый человек должен заниматься своим делом, а доверите «кухарке управлять государством — получите полчища гадов, атакующих вас». Чувствуется, что писатель недолюбливает пролетариат. После революции в стране царит разруха, промышленность, сельское хозяйство, наука не существуют, люди умирают от голода. Культура и пролетариат — это, по мнению Булгакова, понятия несовместимые. Зачем Шарикову ходить в театр, если можно сходить в цирк? Для «шариковых» культура — это игра на балалайке по трактирам и блатные песенки. Булгаков изображает не только пролетариат, но и созданную им систему. При социализме роль играют не знания или образование человека, а степень его преданности партии. Поэтому и журналисты в СССР безграмотны, и заведующий отделом животноводства не имеет понятия о сельском хозяйстве. Да и самой бюрократической системе не нужны знания и наука. Она может кого угодно сделать человеком: взять пустое место, снабдить его документом и оформить все бумаги — и вот перед вами высокий чин. Булгаков в своих прогнозах ошибся лишь в одном: финалы его повестей оптимистичны. Шарик остается Шариком, а профессор Преображенский — это по-прежнему светило мировой науки. А вот финал политических событий в стране печален. Трудно назвать произведения Булгакова смешными, это все-таки трагикомедии. Смеяться над ними можно лишь тогда, когда живешь в другом государстве, с другими порядками. Для меня Булгаков всегда останется человеком, не смирившимся с тоталитарной системой. Я считаю, что проблемы, затрагиваемые писателем, — это проблемы не только его времени. Общечеловеческие, сопряженные с осмыслением сложных процессов, пережитых нашей страной, они не утратили своей значимости, актуальны для нас и теперь.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Вымысел и реальность в сатирических повестях М А Булгакова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Булгаков > Вымысел и реальность в сатирических повестях М А Булгакова
Михаил Булгаков

Михаил  Булгаков


Сочинение на тему Вымысел и реальность в сатирических повестях М А Булгакова, Булгаков