А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема любви в прозе М А Булгакова - сочинение

Для Михаила Булгакова они - смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная - вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова.  

Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем. Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту, им помогает Дьявол - все это стало общим местом и не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев книги в расцвете их земной жизни.  

Она поселяется в их сердцах, и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись - и возвращается Мастер. Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть и месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол. Это никакая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство. Любовь у Булгакова все искупает и все прощает.  Всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу.

Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая «как убийца из-за угла», поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо.   

Автор в одной книге описывает события двадцатых годов XX века и библейских времён. Их объединяет одно - поиск истины. Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк…” Человек этот, Иешуа, обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: “Добрый человек! Поверь мне …” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и … ударил арестованного по плечам … связанный мгновенно рухнул наземь…” Прокуратор действительно похож на “свирепое чудовище”. Он живёт по своим законам. Для него естественно, что мир его разделён на правящих и подчиняющимся им и что “раб подчиняется господину”.

Но вдруг появляется человек, который думает иначе: “…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Иешуа не боится возражать прокуратору, он говорит с ним на равных: ! “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”.       В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Понтий даже немного привязался к нему. “Бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора.



 
И Понтий Пилат решает объявить его сумасшедшим и выслать его на остров в Средиземном море. Единственным выходом для “пророка” было отказаться от своих слов, но тот решительно не хотел отрекаться от своей “истины” : “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Та полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?…” Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнён. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?” Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У “пророка” остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе. Множество параллелей можно провести между изображением Ершалаима двадцатых годов I века и Москвой двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Он и его помощники обнажают, усиливают, выставляют на всеобщее обозрение предательство, непорядочность, нечисть - всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. В варьете происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же … они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны … ну, что ж … и милосердие иногда стучится в их сердца…Обы! кновенные люди … в общем, напоминают прежних … квартирный вопрос только испортил их … ” Многие герои романа проходят путь преображения, перевоплощения, внутреннего и внешнего. Один из них - Иван Бездомный. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он, в бесплодной погоне за воландовской шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в его водах. С бумажной иконкой, приколотой к груди, и в нижнем белье является он в ресторан МАССОЛИТа. В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные стихи - грех перед истиной. Потеряв рисунок, Иван как бы обретает его, прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления - отказ от претензий на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто заодно с фамилией изменилось и все его духовное сущест! во. Особо гнусных людишек Воланд карает: здравомыслящие литературные сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в Бога, не верят даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество Случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером на заседании МАССОЛИТа, всего через несколько минут гибнет под колёсами трамвая … Очень интересная история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков. Маргарита согласна отказаться от дорогих платьев и украшений, от красивого дома, в котором живет, лишь бы всегда быть с Мастером. Маргарита полна вдохновенной, чистой любви. Она борется за Мастера, согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним она переходит в вечность. Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу Мастера: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Учитель Левия Матвея не хочет взять Мастера “к себе, в свет”. Возможно, Булгаков наказывает Мастера за грех, который совершил и он сам: уничтожение своей рукописи, своего романа. Сжечь своё творение - проявить слабость.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема любви в прозе М А Булгакова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Булгаков > Тема любви в прозе М А Булгакова
Михаил Булгаков

Михаил  Булгаков


Сочинение на тему Тема любви в прозе М А Булгакова, Булгаков