А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Так знать и любить природу как умеет Бунин мало кто умеет" (А А Блок) - сочинение

Бунин стал великим продолжателем больших традиций великой русской литературы, но при этом значительно их изменил, переставив акценты, обнаружив новые стороны старых, давно исследованных тем и проблем. Сам Бунин вспоминал, что его писательская жизнь началась в тот день, когда в родовом поместье в Орловской губернии случайная картинка с изображением горного пейзажа с водопадом пробудила первое поэтическое волнение. Это поэтическое волнение приходило к Бунину в течение всей жизни и всегда неожиданно; поводом обычно служили какое-нибудь мелькнувшее воспоминание, образ, слово...

С чего началась пронзительная и бесконечно лиричная бунинская проза? Очень рано, с детских дневничков, куда он записывал свои переживания, впечатления и в первую очередь пытался выразить свое ощущение природы и всей жизни в целом, которым был наделен с рождения. Бунин всегда любил путешествовать: он повидал весь юг России, много странствовал по Востоку, бывал в Африке и на Цейлоне, жил в Италии и на Капри. Впечатления от путешествий служили неистощимым материалом для его творчества, и благодаря острой восприимчивости к окружающему миру, природе Бунин смог обессмертить ее в своих произведениях. Природа России в рассказах Бунина - почти всегда увядающая, угасающая в тихой осени. Она - неотъемлемая часть русской жизни. И часто у Бунина именно природа становилась олицетворением тех изменений, которые в этой жизни происходили - неспешные, тихие и неотвратимые. Именно такова русская природа осенью. Это время года и те смыслы, которые оно несет, вынесены в заглавие рассказа "Холодная осень". Природа здесь на первый взгляд не является лейтмотивом повествования или основным предметом изображения. Но тем не менее пейзаж оказывается очень важной составляющей в создании атмосферы рассказа, он является здесь одновременно и неким предзнаменованием одинокого и трудного будущего, которое ожидает героиню после того, как она расстанется с женихом - как окажется, навсегда. В последний вечер они гуляют вдвоем по саду, который уже почти отцвел. И таким образом, природа становится своеобразным хранителем того, что безвозвратно ушло в прошлое, как уже почти полностью ушло из природы лето. Природа хранит следы невозвратимого, в то же самое время свидетельствуя о надвигающихся фатальных изменениях. Примечательно и то, что в названии главного цикла рассказов - "Темные аллеи" - также присутствует элемент значения, связанный и с природой, и с человеком (именно человек может дать деревьям форму - так возникают аллеи). Прилагательное же темный указывает также на угасание природы, приближение осени, ухода жизни.





 
В рассказе "Антоновские яблоки" описания пейзажей становятся важным элементом всего смыслового комплекса. Бунин открывает природу как воплощение красоты и мимолетности жизни и одновременно как исключительно емкий резервуар для самых широких философских обобщений. Природа - это и воплощение полноты жизни, мгновенно преходящей, длящейся недолго, но исполненной яркой красоты и изначальной обреченности. Так разворачивается тема природы и в этом рассказе, наполненном светом и томительной грустью. Атмосфера рассказа - кисловатый осенний запах антоновских яблок, сухие листья, легкая грусть ясного, погожего, но уже короткого дня: "На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд..." Увядающая природа олицетворяет здесь саму жизнь, ежесекундно и непоправимо тающую, уходящую в прошлое всю дворянскую Россию с ее усадьбами, парками, охотой. И единственным способом хоть как-то остановить эти изменения становится слово, которое задерживает в себе неповторимую глубину и красоту русской при роды, располагающей к философским размышлениям, как ее тонко понимал и ощущал Бунин и запечатлел в своих рассказах. Совсем другой предстает природа в рассказах, посвященных Италии, Цейлону и другим экзотическим странам, где довелось побывать Бунину. В рассказе "Господин из СанФранциско " природа - это то реальное и подлинное, что противопоставлено всей искусственности и иллюзорности той жизни, которой живет и главный герой рассказа, и многие другие, фигурирующие в нем персонажи. Но и господин, и другие "хозяева жизни" оказываются совершенно не в состоянии увидеть эту природу, она от них совершенно отчуждена и далека. Неспособность чувствовать природу у Бунина - свидетельство полной безнадежности человека в духовном отношении, потеря им своих основ, смешение иллюзорного в жизни и подлинного. Но есть в этом рассказе и те персонажи, индивидуально не прорисованные, которые еще не подверглись растлению со стороны цивилизации и поэтому близкие природе, живущие в ней, а потому живущие подлинным, а не иллюзиями и фальшью: "Шли они (два абруцских горца) - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась перед ними... Они обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой земле Иудиной..." Эти люди живут в непосредственной близости с природой и поэтому оказываются близки и истокам собственной древней культуры (они идут по "древней финикийской дороге"), и Богу. Таким образом, именно их жизнь оказывается гармоничной и созидающей, в отличие от жизни господина из Сан-Франциско и многих других, ему равных. Так тема природы у Бунина получает глубокое философское осмысление (только если человек близок ей и способен ее понять и почувствовать, можно говорить о том, что он не растратил себя попусту в своей жизни, не приобщился "дья вольской гордыне Нового Человека", сумел сохранить истинное видение мира, жизни и себя в этом мире, избежал развращения искушающей цивилизацией), но не становится формальным поводом: Бунин как поэт воспринимает природу во всей ее полноте и красоте, хотя и таких быстротечных. И именно природа становится универсальным символом жизни, уносимой временем, одновременным свидетельством и идиллического (хотя и не всегда) прошлого, и воплощением грядущих неотвратимых изменений.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Так знать и любить природу как умеет Бунин мало кто умеет" (А А Блок). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бунин > "Так знать и любить природу как умеет Бунин мало кто умеет" (А А Блок)
Иван Бунин

 Иван  Бунин


Сочинение на тему "Так знать и любить природу как умеет Бунин мало кто умеет" (А А Блок), Бунин