А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Арифметика чувств Анализ рассказа И Бунина "Цирфы" - сочинение

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным... Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествова­нием и единственно для этого повествования необхо­димые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных ге­роя — дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется лю­бовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно бало­вать детей». И душой он понимает, что надо сразу от­кликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя...» Глав­ное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе­стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тетей.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувства­ми, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало­вать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе­мыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, поче­му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог­ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про­сто дяде этого сейчас делать не хочется.

Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша­ется на бунт. Мы можем осуждать мальчика, топаю­щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю­щего внимания на замечания взрослых. Но вот мы на­ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт ока­тил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с насла­ждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

А о ребенке автор говорит иначе: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радо­сти», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра­воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.


























 
Взрослые переживают во время конфликта: «У ба­бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож­кой по столу». —«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст­ной, мама». Хотя она понимает, что это не так. Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи­гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он со­жалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь го­рячим словом пресечь твои страдания». Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний ве­чер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не му­чает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце от­ходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья... Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его ко­робочки, пустые спичечные коробочки, которые пере­двигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — сим­вол беспомощности, незащищенности, неприспособ­ленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство» Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь. А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват. Он начинает притворяться: «Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликат­ным, осторожным в каждом своем движении старал­ся ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила поддел­ка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой - теряет самого себя. А это слишком дорогая Бунин вводит нас в сложный мир, во взаимоотношение взрослых и детей. Взрослые порой ведут себя властно по отношению к детям, не видя в детях малень­ких людей. А ведь у детей свои желания, чувства, ко­торые тоже нужно уважать. Автор учит взрослых быть с детьми внимательнее и осторожнее, стараясь не ранить их чуткие души.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Арифметика чувств Анализ рассказа И Бунина "Цирфы". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бунин > Арифметика чувств Анализ рассказа И Бунина "Цирфы"
Иван Бунин

 Иван  Бунин


Сочинение на тему Арифметика чувств Анализ рассказа И Бунина "Цирфы", Бунин