А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина - сочинение



Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на природе, что сказалось на формировании в будущем поэте и прозаике творческих качеств. Первой публикацией Бунина было стихотворение "Над могилой Надсона", которое проникнуто сочувствием к поэту-демократу. Юношеское творчество Ивана Алексеевича воплотилось в книге стихов, вышедшей в 1897 году в Орле. Хотя в этом сборнике еще проявляется неопытность двадцатилетнего поэта, однако уже видно, как чутко он раскрыл тему русской природы.

Отчего ты печально, вечернее небо?
Оттого ли, что жаль мне земли,
Что туманно синеет безбрежное море
И скрывается солнце вдали?

В сборниках И. А. Бунина "Под открытым небом" (1898), "Стихи и рассказы" (1900), "Полевые цветы", "Листопад" (1901) виден постепенный переход поэта к зрелому творчеству. Необычайно чуткий к красоте природы, Бунин умел видеть детали русского пейзажа, искал целостного ощущения красоты земли:

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья...
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум.

Печальное душевное настроение лирического героя придает образам природы в стихотворениях ощущение неуютности, опустошенности: "молодой озябший чернозем", "нагая степь пустыней веет".

Примерно с середины 90-х годов в творчестве Бунина нарастает "звездная тема". Для поэта звезды — это воплощение "предвечной красоты и правды неземной", они противопоставляются "заблудшей земле".

Одно только звездное небо,

Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.

Поэт сумел связать воедино образ природы и родины. И в отдельных стихотворениях он резко и мужественно говорит о родной стране — нищей, голодной, но любимой. Если на рубеже века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то после первой русской революции Бунин все больше обращается к лирике философской:

Я человек: как Бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
("Собака", 1909)

Жизнь для Бунина — путешествие в воспоминаниях. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи, частушки — народная мудрость — заполняют страницы рассказов и повестей, становятся стихами. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося в просторах Вселенной:

И меркнет тень, и двинулась луна,
В свой бледный свет, как в дым, погружена,
И кажется, вот-вот и я пойму
Незримое — идущее в дыму
От тех земель, от тех предвечных стран,
Где гробовой чернеет океан.

Привлекает внимание и любовная лирика И. А. Бунина. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:

Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, — луна сияла
В ее окно, — и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,—
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.



 
Поэзия И. А. Бунина является прекрасной энциклопедией русской природы, интимной и философской жизни. В новых условиях XX века он не только продолжает темы "золотого века" русской поэзии (Фет, Тютчев), но и активно развивает их. Поэтому, я думаю, поэзия И. А. Бунина будет жить до тех пор, пока жива Россия с красотой ее природы. Для русской литературы характерно отношение к природе как к высшей ценности бытия, мерилу совершенства. Гармония с природой была нормой для восприятия Пушкина, желанной и недосягаемой мечтой Лермонтова. Вообще, описание окружающей среды является одной из основных частей любого произведения. Тема природы и человека во многих произведениях Бунина наиглавнейшая. Писатель жил в деревне, поэтому любовь к животным, к людям, к самой деревенской жизни, не могла не отразиться на формировании его литературных вкусов и пристрастий. Ощущая живую связь с природой, достиг совершенства в изображении истинной красоты как в прозе, так и в поэзии. Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мёртв в полночной тишине, И как ребёнок брошенный, кричала Ушастая пастушка на гумне. Весь текст этого стихотворения насыщен акустическими подробностями. Для И.А. Бунина характерно также изображение мира не только в звуках, но и в красках. "Небо, загоревшееся пожаром на восходе солнца, видимое сквозь чернеющие сосны," - резко контрастная и впечатляющая картина. Особенно яркие пейзажи предстают перед нами в "Антоновских яблоках". В этом рассказе показаны не связанные между собой эпизоды жизни дворян, которые окрашены лирической грустью и сожалением о минувших днях. Он начинается с описания природы. "Август был с тёплыми дождиками…помню раннее, свежее, тихое утро, большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, и-запах антоновских яблок".С первых же страниц рассказа повествователь позволяет читателю ощутить "запах мёда и осенней свежести, тонкий аромат опавшей листвы", почувствовать, как "чист воздух, точно его совсем нет", услышать "квохтанье дроздов, голоса, скрип телег". Всё это даёт возможность в полной мере насладиться прелестью природы и восхититься многообразием её звуков. Чарующие пейзажи, возникающие перед нами при чтении "Антоновских яблок", овеяны чувством любви к Родине. Они переносят человека в тот миг, когда он может полностью слиться с природой. О близости природного и человеческого начала говорится и ещё в одном бунинском произведениии – в рассказе "Деревня". В нём описывается жизнь братьев Тихона и Кузьмы, то, как постепенно умирает деревня Дурновка вместе с родом Красновых. "Густая жёлтая трава" в мелком глинистом пруду, которую не хочет пить даже лошадь, "чёрно-фиолетовая грязь" в просёлке, "жёлтый донник" - вот какой пейзаж рисует писатель-художник. И Разве может человек чувствовать себя хорошо на фоне таких тёмных тонов?! А "чёрные избы", "косые колёса"? Их даже представить страшно. Сама атмосфера уже вызывает неприязнь. Наличие в тексте чёрного, фиолетового и тёмно-красного цветов создаёт пессимистическое настроение. И нет ничего удивительного, что образ человека на таком фоне мрачный и тусклый. Образ природы всегда передаёт состояние души героя, его характер и настроение. В "Снах Чанга", например, это очень легко заметить. "Погода злая…несёт острым мелким снегом…мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми чревами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках". Погода так влияет на состояние капитана, что тот, проснувшись, даже не открывает глаз - жизнь в такие отвратительные дни не может начинаться рано. В повести же "Суходол" писатель рассматривает особенности усадебной жизни, преклоняясь перед красотой исчезающих дворянских "гнёзд". В ней чётко прослеживается связь между человеком-преобразователем и природой. Вот каков был пейзаж раньше: "…пробирались сквозь густые леса. В Лесу терялись и речка, и деревня, и усадьба, и холмистые поля вокруг". И каким стал потом: "…полустепной простор, голые косогоры, на полях – рожь,овёс, греча, на большой дороге куплистые ветлы" У каждого писателя свои представления о природе, каждый по-разному их доносит до читателя. В произведениях Бунина основную роль в передаче образа природы играют запахи, звуки и краски. В них автор восторгается многообразием оттенков, цветов, животного и растительного мира. Как писал сам И.А.Бунин – признанный мастер прозы и выдающийся поэт: "Нет никакой отдельной от нас природы, каждая – малейшее движение собственной жизни" Природа занимает важное место в сердце и судьбе героев русской литературы. Если "…небо мрачное", то и на душе у человека неспокойно и тревожно"."Природа –единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек –таков он есть…Чем была бы без нас природа,- чем были бы мы без неё? И то, и другое немыслимо!" Сочинения Бунина - пример высокой национальной культуры, они позволяют человеку вспомнить о том, как прекрасно всё вокруг, "как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!" Когда открываешь наугад книжку бунинских стихотворений, лениво перебирая глазами строчки, и знакомые образы как всегда хороши и свежи, будто впервые встречаешь их: и грусть, разлитая на закате, и «лес, точно терем расписной», и простые, но глубокие и звучные рифмы — «весна — грустна», «день — деревень», «подвода — свобода», кажется, что ничего уже лучше не может быть. Разве способна проза выразить подобное? И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забудется все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Откуда ей, прозе, набрать столько музыки и колдовства. Она — другой жанр искусства. В ней и дышится и думается по-другому. И было бы все верно, когда бы не поэт ее сочинял, когда бы не одни и те же образы и знаки щедро развеял он по страницам. Часто говорят о неповторимой бунинской интонации, о музыке в его рассказах, говорят так, как принято говорить о стихах. А разве можно по-другому, когда такое написано: «Помню большой, весь золотой подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Конечно — это проза, очень хорошо и красиво написанная проза, но вот та же Образец сочинения В соломе, возле печки, на полу Лежала груда яблок, паутины Под образом качалися в углу, А у стены темнели клавесины. Не приходит в голову говорить: «Это написано так, а не по-другому, лучше или хуже». «Антоновские яблоки» и «Запустение» сделаны одинаково прекрасно, и понятно, что это не главное. Важнее то, что у Бунина стирается понятие жанровой принадлежности. Могучая и меланхолическая энергия гения создает собственную бунинскую литературу. В ней, кроме зримо ощутимой личности автора, присутствует ограниченный набор образов; и чаще всего это ветшающая усадьба, в заросшем саду кленовая, липовая или березовая аллея, она ведет к реке или пруду, две-три скамейки, а на заднике — время года. Чаще всего осень, реже — весна или лето. И еще: деревня, поле за нею и лес. Вспомним, как в «Антоновских яблоках» герой проживает в своих воспоминаниях длинную и трогательную усадебную осень. С охотами, обедами, библейскими образами крестьян из богатых Выселок. А какие красивые, загорелые, с обветренными лицами люди собираются у Арсения Семеныча: в поддевках и длинных сапогах, раскрасневшиеся после обеда и «шумных разговоров». А сад после дождя: «Но зато как красив он был, когда снова наступила ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!» А вот те же образы, то же настроение, та же музыка: Я в холодный обнаженный сад пойду Весь рассеян по земле его наряд, Бирюзой сияет небо, а в саду Красным пламенем настурции горят. Складывается впечатление, что Бунину было несущественно, в какой форме реализовать эстетическое чувство, пережитое им. Стихи и проза у него не соперники. Как андрогин: они единое, абсолютное и совершенное. Содержательной и значимой для Бунина была не проблема: поэзия — проза, а то, что и поэзия и проза не хотят иметь ничего общего с реальностью как историей. Его повести и рассказы, его стихи — все это лишь воспоминание о «золотом веке», где прожить осень — прожить жизнь. Где все хорошо. И то, что было, и то, что есть: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с той поры прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Се-меныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь. Уже кончается осень. Зазимок, первый снег!» А вот поэтическая ипостась образа: Первый утренник — предвестник зимних дней, Но сияет небо ярче с высоты, Сердце стало и трезвей и холодней. Но как пламя рдеют поздние цветы. Эстетика Бунина неотделима от прозы. Их жанровое своеобразие выполняет исключительно служебную задачу: сделать абсолютной достоверность той духовной реальности, с которой имеет дело автор. Они, как два зеркала, отражают некий мысленный образ мира, его события и его собственную историю. Изображения эти дополняют друг друга, испытывают взаимное влияние, подчиняясь при этом законам собственного жанра. Для Бунина такой тип отношения к литературе естествен, как дыхание. Его произведения — воспоминания, его знаковая система однородны и стабильны на протяжении жизни. Его первый рассказ так же хорош, как и последний, и так же хорошо их объединяют и дополняют, доводя до предельной красоты звучания, стихи, писавшиеся им всю жизнь. Опять холодные седые небеса, Пустынные поля, набитые дороги, На рыжие ковры похожие леса, И тройка у крыльца, и слуги на пороге...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поэзия Ивана Алексеевича Бунина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бунин > Поэзия Ивана Алексеевича Бунина
Иван Бунин

 Иван  Бунин


Сочинение на тему Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, Бунин