А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Не герой» военной прозы Василя Быкова - сочинение

Ухватившись за внешнюю примету, некоторые зарубежные критики объявили Василя Быкова сторонником дегероизации и просмотрели самое главное — то, что н его творчестве, как писал К. Бенедетти из газеты «Унята», наиболее важное место занимает глубинный анализ нравственного облика и психологии так называемого «героя войны» — человека, зачастую лишенного каких-либо героических черт». Как и почему не герой оказывается настоящим героем, даже не подозревая об этом, — вот главная тема Василя Быкова. Все другие — лишь привходящие. Поворот и ситуация, найденные писателем для художественной реализации этой главной темы, позволили ему, как отмечал Фриу на страницах газеты «Монд», «преподнести нам одно из наиболее сложных видений мира».

У быстрых на всякие сближения критиков оно вызвало аналогию с экзистенциалистским мифом о тотальном одиночестве человека, заброшенности его в мире, тем более что Василь Быков никогда не скрывал своего положительного отношения к творчеству Альбера Камю, особенно к роману «Чума». На этом основании всячески выпячивался элемент трагизма в произведениях советского писателя в ущерб героическому началу. Много говорилось о пограничных ситуациях, о роковом стечении обстоятельств, в которых оказываются герои Василя Быкова, и... упускалось из вида, что в этих ситуациях с наивысшей силой проявляется прежде всего нравственное величие советского человека, «рядового великой битвы». «Повесть Василя Быкова, — писал о «Третьей ракете» Н. Жегалов,— изображает фронт с той беспощадной правдивостью, которой требует настоящее искусство и без которой мы теперь уже не можем представить произведение о войне. «Третья ракета», может быть, даже беспощадней других, тематически родственных ей повестей. Но нигде, ни в одной детали автор не впадает в стиль «поэзии кошмаров и ужасов», не превращает зрелище кровавого и страшного в самоцель. Главное для Василя Быкова— изображение героического подвига советского человека».

В цитированной уже статье К. Фриу, приписав В. Быкову стремление к дегероизации, правда с оговоркой, что, в отличие от тех, кто возвращается к Чехову с единственной, бедной и ремесленной заботой о правдоподобии, Василь Быков добавляет к своему радикальному психологизму измерение высокой трагедии, — далее рассуждал так: простым сочетанием снега и войны, пульсации ЖИЗНИ и смерти, безо всякого дьяволизма, за исключением дьяволизма событий, Василь Быков показывает, как человек становится жертвой или предателем; мысль писателя, освобожденная от всякой риторики, оказывается чрезвычайно взрывчатой.

Удивительно, что в этом построении пропущено слово «победитель», хотя статья написана в связи с повестью «Сотников», где главный герой, даже и погибая, оказывается победителем, или, как точнее писал Любен Георгиев в статье «Окопная правда Василя Быкова», «один гибнет смертью героя и сохранит свое достоинство, а другой — самоуничтожится путем предательства и службы в полиции». Да и сам К. Фриу чуть ниже говорит о том, что Сотников поднимается до героизма. Правда, поднимается, по его мнению, «под гипнозом смерти», как «под гипнозом жизни» Рыбак превращается в предателя. И с этим уже нельзя согласиться потому, что подобные объяснения исключаются пафосом творчества В. Быкова в целом.



 
Через несколько лет К. Фриу несколько уточнит свой взгляд, ко преимущественный интерес опять-таки сохранит отнюдь не к героической ноте в творчестве В. Быкова. Мы еще вернемся к его произведениям и их главным героям, а сейчас скажем о том, что, хотя материал для своих повестей Василь Быков черпает преимущественно из событий и впечатлений минувшей войны, все его творчество устремлено в наши дни. В самом начале литературной деятельности он сказал, что больше всего влекут его к себе «темы минувшей войны», поскольку в ней ему «видятся очень многие начала, входящие в наши дни и выходящие в будущее». Писателя, рассказывающего о войне, волнуют самые жгучие проблемы современности. Отсюда, по словам Александра Осипенко, «острота взглядов, острота сюжетов, острота поставленных вопросов» в его творчестве, Писатель убежден: гуманизм наших идеалов, гуманизм нашего общества несовместим с проявлениями фальши, бездушия, трусости, шкурничества, нравственной нечистоплотности. Он неутомимо преследует все, что идет вразрез с великой правдой, чистотой воздвигаемого сойотским пародом нового мира. Он не признает компромиссов. В трагедийных обстоятельствах последней войны русским людям, боровшимся с фашизмом, подчас приходилось многое преодолевать и в самих себе, острые драмы порой разыгрывались и внутри собственного окопа: рядом с теми, кто беззаветно сражался за Родину, обнаруживались иногда шкурники, трусы, карьеристы. И тогда вспыхивали «сражения» моральные, психологические. Василь Быков не раз избирал для своих произведений подобные ситуации, показывая, что в таких внутренних «сражениях» всегда торжествовали благородство, беззаветная преданность коммунистическим идеям, нравственная чистота советских людей. Но с каким напряжением протекали такие схватки! Поединок главного героя повести «Третья ракета» Лозняка с шкурником Лешкой Задорожным захватывает нас, мы следим за ним с неослабевающим вниманием и радуемся победе Лозняка не меньше, чем тому, что он отбил атаку фашистов. «Не масштабы боевых действий, а масштабы человеческого духа увлекают писателя», — сказал о Василе Быкове критик И. Козлов. Для раскрытия этих масштабов Василь Быков избирает не самых крупных людей нашей эпохи. Его излюбленные герои, как уже говорилось, солдаты, сержанты, младшие офицеры. Подвиги их тоже не всегда можно назвать невероятными, но они совершаются людьми с кристально чистой совестью. Таковы тот же Лозняк из «Третьей ракеты» (1960), артиллерист-наводчик Щербак из «Фронтовой страницы» (1960), лейтенант Кдимченко из «Западни» (1964), солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады» (1963), Они заставляют вспоминать народные характеры, запечатленные Л. Толстым в «Севастопольских рассказах» и в «Войне и мире».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Не герой» военной прозы Василя Быкова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Быков > «Не герой» военной прозы Василя Быкова
Василь Быков

Василь  Быков


Сочинение на тему «Не герой» военной прозы Василя Быкова, Быков