А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение Великой Отечественной войны в рассказе В В Быкова «Одна ночь» - сочинение





В основе всех вещей лежат, конечно же, какие-то жизненные факты, например, взятые из войны. Но я не хочу сказать, что все они буквально почерпнуты из моего личного военного опыта. В. Быков

Говорить о войне нужно обязательно. Читать о ней книги... Слушать рассказы ветеранов... Надо учиться чувствовать ту боль, что когда-то пережили солдаты, офицеры, дети, женщины, старики — очевидцы военного времени. К ним относится и писатель-фронтовик Василь Быков, творчество которого стало для меня незабываемым. Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне — Великой Отечественной — вспоминают и поныне. В. Быков — один из талантливых отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой, какой она была, — в страданиях и крови. Мне хотелось бы рассказать об одном из таких произведений — рассказе «Одна ночь». Сюжет произведения нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитие сюжетного действия вплетаются чувства: герой разрывается между гражданским долгом и человеческими состраданием.

 
Главный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь u1086 от немецких пуль, оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным и необъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается раненый немецкий солдат. Ему нужна помощь, да и из-под завалов самостоятельно не выбраться. Как же поступить русскому солдату Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного, пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает, Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану. Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они на свободе. Немец понимает, что, оставшись с русским солдатом, он попадет в плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни за что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обо всем, он убивает солдата. Тема жестокости и бесчеловечности войны проходит через все произведение. Войне можно дать оценку — захватническая, освободительная, гражданская... Но как оценить людей, идущих умирать за какие-то идеалы? У войны свои жестокие законы. Главными героями военных действий наряду с людьми становятся страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их порой совершать жестокие и негероические поступки. Что двигало Иваном, когда он стрелял во Фрица? Может быть, страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам, чувство любви к Родине... Нельзя дать определенный ответ — непросто судить поступки человека на войне. В. Быков мастерски изображает картины войны через восприятие событий молодым солдатом. По одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать о том, какой видит войну автор. «Позади грохнул взрыв...», и когда Волока, «...запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцы тут, видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновение в его расширенных глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение Волока, не целясь, нажал на спуск — автомат содрогнулся от беспорядочной очереди — немец выпустил из рук карабин и упал лицом на мостовую...» Вот истинное лицо войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним — страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной — убивать, уничтожать людей. Поначалу, оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иван испытывает жгучую ненависть к немцу. «А-а, доняло, собака!» — говорит он, наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы. Ивану за полгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата. «Это был четвертый немец, попавшийся ему под руку», — так пишет Быков. Троих он убил даже не задумываясь — так надо. Вот именно: надо! Для Волоки немцы — враги, у которых нет лица и нет чувства сострадания. И вот, впервые очутившись лицом к лицу со своим врагом, Иван растерялся. «Всего несколько минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались в этом подвале, полные злобы и ненависти, а сейчас, будто ничего между ними и не произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общей беды». Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густо изрезанный морщинами, такой же, как и у него, рубец возле уха, и понимает, что перед ним — прежде всего — человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугает и обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущал в душе, — читаем мы в рассказе, — что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет. Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого — взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг? Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкость оттого, что недавно едва не задушил его. Все это было странно и необычно». Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, у него есть семья — жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга и две дочки. Когда на Волоку рушится стена, Фриц, имея возможность убежать, остается помогать Ивану, спасает его от смерти. Волока понимает это, но настороженные чувства не покидают его. Наконец, выход из каменной клетки найден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они уже не два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата — русский и немецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут ради достижения чьихто целей. Увы, это понимают обе враждующих стороны. Немецкие солдаты знают, что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучше погибнуть, чем попасть в русский плен, — тогда их семьи не заберут в концентрационный лагерь. Все это читатель вместе с главным героем узнает из рассказа немецкого солдата Фрица Хагемана. «Война никс гут!.. Фриц Хагеман никс надо война», — говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скорее вернуться домой. Но, увы, его мечте не суждено сбыться. Заставляя своего героя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны. Конечно, главный герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, он мечтает красиво умереть. Единственная мысль, заботящая его, пока он находится в каменной клетке завалов: «...как глупо будет вот так умереть». Разговаривая с немцем, русский солдат думает о том, что скажет на это его командир. Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собирается бежать, оставив гитлеровца в подвале. Я думаю, что автор не осуждает Ивана, списывая все на молодость и на жестокие условия военного времени. Писатель-фронтовик не высказывает своей позиции напрямую, не становится ни на чью сторону — просто описывает события, давая читателю возможность самому оценить ситуацию. В. Быков пишет о том, что в экстремальных условиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой В. Быкова. Писатель показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает его внутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понять суровую правду о войне. Рассказ В.В. Быкова реалистичен, интересен, наводит меня на серьезные размышления о жизни человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение Великой Отечественной войны в рассказе В В Быкова «Одна ночь». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Быков > Изображение Великой Отечественной войны в рассказе В В Быкова «Одна ночь»
Василь Быков

Василь  Быков


Сочинение на тему Изображение Великой Отечественной войны в рассказе В В Быкова «Одна ночь», Быков