А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мне нравится как пишет о войне Василь Быков - сочинение


В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы:

"Третья ракета", "Альпийская баллада", "Западня", "Мертвым не больно" и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в "Альпийской балладе" Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести "Сотников" психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой - предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.

Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается "грязной работы". Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".

В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.

Но характеры проявляются медленно. Рыбак по сути парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: "Прости, брат". Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: "Иди ты к черту!"

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В. Быкова.



 
Откровением автора и откровением новых страниц истории стала повесть Василя Быкова "Облава", а гибель Хведора Ровбы, одного из главных героев, - открытым протестом миру беспредела, безнравственности, поднявшей меч на родную кровь. Перед читателем белорусская деревня тридцатых годов. Мирная жизнь, не слышны выстрелы, но и покоя в ней нет. Нет счастья в жизни главного героя Хведора Ровбы. Жестокой стала его судьба. Отняла все, но не душу, не сердце его. До рокового конца Хведор верит в то, что его преследователи – честные люди. Хведор не сделал им ничего дурного. Всю жизнь работал он, не разгибая спины, кормил большую семью: "Наживал годами …за немалую копейку… кровавыми мозолями и хребтом – своим и жены, трясся над каждой соткой земли, над каждой соломинкой и щепкой…". При советской власти стал хозяином большого земельного надела. Хведор всегда "уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за щедрость к недавнему батраку". Денно и нощно работал он на земле, потом своим удобряя ее. Попробовал Хведор жить хорошо, приобрел молотилку. Но именно она и погубила его. "Недолго прогрохотала на току его красная молотилочка". Один сосед позавидовал, другой задолжал… И вот! Хведор Ровба объявлен "кулаком". Никому же нельзя доказать, что молотилка в кредит куплена, что денег за работу хозяин не берет, что по-братски люди дают. Но это квалифицируется новой властью как "нетрудовые доходы", как "эксплуатация крестьян". Место "кулака" Ровбы в ссылке, на Печоре. "Молотилка была последним довеском, который опрокинул и без того накренившийся воз жизни Ровбы". Все лишения и "нелепые выверты своей несчастной судьбы" научился Хведор переносить молча. Захлебываясь слезами, но молча похоронил он умершую на чужбине жену свою Ганупю. Умерла она от непосильной работы и голода, которые в переселении были особо ощутимы. Умер бы и Хведор, если бы не дочка Оля. Всю оставшуюся заботу и ласку отдал он не по годам умной и понятливой, работящей дочери. Хотел отец лучшей жизни для нее. "Да не сбылось – видно, не суждена была и Олечке лучшая доля". Похоронив дочку, Хведор не стал злым на людей. "Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно за годы собственных мук, никому он не желал зла, как и себе тоже". Сердце Хведора было наполнено нестерпимой тоской по родному краю. Хотел он "на брюхе доползти", но хоть одним глазом увидеть родное пепелище, поклониться "отеческим гробам". А чем встретила его родина? Жестокостью, враждой… "Беглецу на чужой стороне сподручнее, чем в родной", - скажет Хведор. Получается, что Ровба - беглец, опасный преступник. Его ловят власти, ловят свои же деревенские. Разве же он шпион, нарушитель границы? За какое преступление он расплачивается? Ответ на это ищет Хведор в родной деревне, там, где родился и вырос. А здесь травят его, как волка, и сам герой понимает: раз он бежит от людей, раз боится их, значит, он уже не человек. Сделали его таким "свои". Они лишили его всего, чем он жил, что было дорого для него, в чем был смысл его существования. Свои разрушили само естество жизни, не оставив никакой надежды. Больше не с чем бороться Хведору Ровбе, нет дальнейшего смысла его жизни. Уж если собственный сын отказался от отца, фамилию сменил, то, что же можно ожидать от чужих. Душу Хведора наполняет боль за "своих", которые в трудное время утратили человечность, гуманность. Да и как жаль, что не послушался! Хведор дружеского совета еврея Ноэма: "…бросай все, бери детей в охапку и утекай. Куда? Не важно куда – куда глаза глядят. Потом поздно будет…". Но как все бросить? Здесь родовые корни, односельчане, свои! Что получил Хведор в ответ на свою доброту и веру в людей! Подлость, обман… Не должен он был подняться до вершин духа, по мнению "своих", а вот поднялся! Не расчеловечил его "век – волкодав", не стал он "волком по крови своей". Кому? Своим односельчанам и своему сыну. Да "свой" ли он им? Нет! Он и умер как не "свой": молча ушел в трясину, унес грустную тайну сына: "Сын за отца не отвечает". Разрушено родовое дерево, утверждает всем ходом повествования Василь Быков, уничтожена российская соборность, издавна помогавшая в светлые и хмурые времена. Казалось бы, в повести показаны очень далекие от моей современности дни. Но и сегодня рушатся нравственные нормы поведения, меняются люди, их духовный мир. И возникает ностальгия по таким героям, как Хведор Ровба, несгибаемым перед бедой, любящим жизнь такой, какая есть. Пишу час, другой, а мысли: "В чем смысл жизни Хведора? Зачем так несправедлива к нему судьба? Стоило ли рисковать ему собственной жизнью ради того, чтобы взглянуть на родное пепелище? Прав он, когда молча сводит расчет с жизнью? Прав ли, потворствуя амбициям сына – предателя?" – волнуют меня. Неужели смысл жизни будет наполнен подчинению силам зла от политиков, от меркантильных людей! Неужели отрекусь когда-то от собственных убеждений и жизнь свою подчиню власти деспотов? Семья, дом, дети, земля – все то, что отняли в один миг у Хведора Ровбы, есть смысл и моей жизни. Ради этого я пройду не тысячу километров, а земной шар, лишь бы спасти мечту, любовь и красоту жизни. Ради себя? Не только. Ради будущих детей, а значит, "…ради жизни на Земле".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мне нравится как пишет о войне Василь Быков. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Быков > Мне нравится как пишет о войне Василь Быков
Василь Быков

Василь  Быков


Сочинение на тему Мне нравится как пишет о войне Василь Быков, Быков