А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Повести В Быкова о минувшей войне - сочинение




Василь Быков - один из виднейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творческой работы остался верен теме войны. Он пишет только о войне, не зная усталости и словно боясь не успеть рассказать читателю, как губительно сказалась война на душах людей. Василь Быков, как и Юрий Бондарев, Георгий Бакланов, принадлежит к числу писателей-фронтовиков, которые не понаслышке знали, что такое фронт и передовая. Быков воевал до конца войны на Юго-Западном фронте. И, в сущности, ему не надо было ничего придумывать о ней в своих книгах. Все тяготы войны он вынес на собственных плечах. Это был опыт, горячо и глубоко пережитый. "Я не могу отделаться от мысли, - писал Ч. Айтматов, - что судьба сберегла нам Василя Быкова, чтобы он, пройдя горнило войны, выстрадав сполна горькое лихолетье партизанской Белоруссии, сказал бы в послевоенной литературе свое сокровенное, неповторимое, преисполненное беспощадной правды и сыновней боли слово от имени всех тех, тогдашних восемнадцатилетних, коим выпало, пожалуй, самое трудное - трагическая и героическая доля".

Быков писал о войне такой, какой она была - в страданиях и крови. Он писал о людях, которые в условиях этой войны вели себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, именно в этом аспекте Быков нам наиболее интересен. Интересен тем, что показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, обнажает его внутреннее душевное противоборство. Это позволяет писателю глубоко понять народную, человеческую правду о войне.

В ранней военной прозе ("Фронтовая страница", "Западня", "Журавлиный крик", "Третья ракета") Быков далек от хрестоматийного глянца в показе военных событий, далек от показа ложного героизма, ложных чувств. Герои его поражают правдой характеров, достоверностью взаимоотношений. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде ("Журавлиный крик"). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством. чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев ("Фронтовая страница"). Не пропустив танки, гибнут "сорокапятчики" старшего лейтенанта Желтых ("Третья ракета"). Некоторые, правда, не выдерживают, под давлением обстоятельств становятся трусами и предателями. Таковы Иван Пшеничный во "Фронтовой странице", Задорожный в "Третьей ракете". Рыбак в "Сотникове". Фигуры эти взяты Быковым не случайно. Автор хочет подчеркнуть, что трусость неминуемо влечет за собой лицемерие, самообман, раздвоенность. Человек, лишенный мужества, теряет не только собственное достоинство, но и уважение окружающих.

Проблема ответственности человека - вот что волнует Быкова уже в ранней прозе. Попадая в ситуацию выбора, его герой проявляет свою духовную. человеческую истину. Люди сильного характера, способные на самопожертвование, - Карпенко и Свист в "Журавлином крике", Кривенок и Попов в "Третьей ракете", Климченко в "Западне". На этих людей всегда можно положиться: они не подведут. Они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. "Им, - пишет Быков, автор " Фронтовой страницы", - хотелось только одного - дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте".

Своими первыми военными повестями Быков обратил внимание на то, что не каждый человек способен на геройство, но каждый должен и может отвечать за совершаемые поступки. Может быть, именно сознание ответственности руководит поступками Фишера: не подготовленный к войне, он ценой собственной жизни предупреждает товарищей о появлении немцев. То же чувство заставляет Тимошкина упрямо идти к своим, несмотря ни на что:"...отчаяние и гнев сжимали его горло, когда он вспоминал Скварышева, Кеклидзе, Щербака и многих других славных ребят, что, занесенные снегом, навеки остались на широких просторах венгерских равнин. Сквозь слезы он ничего не видел вокруг, кроме далекого огня, который тихо мерцал на чьей-то безвременной железной могиле. Огонь и вел его в темноте ночи - от гибели к жизни, туда, к своим".

Именно желание во что бы то ни стало установить справедливость заставляет героя верить, бороться и не уставать жить. Ведь только тогда человек может проявить великую силу духа, когда ставит перед собой высокие задачи, даже если этим обрекает себя на смерть. В конечном итоге только в борьбе к человеку приходят успех и победа над собой. Это происходит с героем рассказа "Смерть человека", который, будучи тяжело раненным, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок,
Думается, что те примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.
Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.

Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм

Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.


 
Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит и с героями повести "Сотников". Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: "Потому и не отказался, что другие отказались". Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса. "— Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников. Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. .Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан чю приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова "коварная судьба заплутавшего на войне человека", — пишет автор. Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений — вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть. Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям "родина", "Россия" новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни. Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен "микрокосм" войны Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Повести В Быкова о минувшей войне. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Быков > Повести В Быкова о минувшей войне
Василь Быков

Василь  Быков


Сочинение на тему Повести В Быкова о минувшей войне, Быков