А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема войны в современной литературе (По произведениям В Быкова) - сочинение

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...
А. Твардовский

За победу в Великой Отечественной войне, жестокую и беспощадную, советский народ заплатил непомерно вы­сокую цену. Двадцать миллионов людей отдали свои жиз­ни за свободу дорогой их сердцу Родины. Война испы­тывала человека на излом, выявляя истинных героев и предателей. О войне написано множество книг. Но имен­но с творчества Василя Быкова, главным образом с повес- ти «Сотников», в отечественной литературе начался все­сторонний процесс нравственно-философского осмысления войны; им были освещены проблемы выбора и испытания героев перед лицом опасности и смерти.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффект­ных исторических событий, но зато ему удается с по­трясающей глубиной передать ощущения рядового сол­дата на большой войне. В отличие от таких наших пи­сателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, ко­торые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из ко­мандного состава армии, Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом ана­лизируя мотивы поведения солдат в экстремальных си­туациях, писатель «докапывается» до глубин психологи­ческих состояний и переживаний своих героев. Это ка­чество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и др.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Напри­мер, в «Альпийской балладе» Быков описывает побег рус­ского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних со­бытий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т. д. Но уже сюжет повести «Сотников» психологически выстроен так, что сложно однозначно оценить поведение героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критики расте­ряны: главный герой — предатель?! Возможно, автор со­знательно идет на размывание граней образа этого персо­нажа. Он не дает читателю возможности однозначно взгля­нуть на того или иного своего героя.

Сюжет повести прост: два партизана — Сотников и Рыбак отправляются в деревню добыть овцу для пропи­тания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в од­ном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы ук­лониться от задания, но он чувствует себя недостаточно «своим» среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разно­му реагируют на предстоящую опасность, и читателю ка­жется, что сильный и сообразительный Рыбак более под­готовлен к предстоящему делу, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотни­ков до последнего дыхания остается верным долгу чело­века и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».




 
В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства толь­ко во имя спасения собственной жизни. Рыбак, по сути, парень жизнелюбивый и не лишен положительных чело­веческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход. Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до,послед­ней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизан­ский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривает­ся, попав в искусно расставленную ловушку. С этого мо­мента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс пере­хода в другое психологическое состояние проходит быст­ро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человечес­кой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища. Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвы­ходность ситуации, но в последние минуты жизни он нео­жиданно утратил свою уверенность в праве требовать от Других того же, что и от себя. Рыбак стал для него про­сто старшиной, который как гражданин и человек недо­брал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах при­сутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: «Иди ты к черту!» В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продол­жение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель предполагал, что и эту вину мож­но искупить. В этом истинное человеколюбие писателя. Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня невозможно дать объективную оценку событий войны, не принимая во внимание воззре­ний на эту тему писателя В. Быкова. Папа римский вручил В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечелове­ческое нравственное начало.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема войны в современной литературе (По произведениям В Быкова). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Быков > Тема войны в современной литературе (По произведениям В Быкова)
Василь Быков

Василь  Быков


Сочинение на тему Тема войны в современной литературе (По произведениям В Быкова), Быков