А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Винниченко аналитик человеческих характеров и живых образов - сочинение


Досадно, что почти 30 лет Украина не читала произведений великого мастера, новатора украинской литературы В. Винниченко. Жестокое время заставило талантливого писателя покинуть Украину, до последних дней жить за границей. Но талант не может быть молчаливым. Работал, много писал с надеждой, что пройдет, настанут времена, когда его произведения продолжат свою жизнь на родной земле, среди тех, для кого творил и о ком рассказывал в своих романах, драматических произведениях, рассказах. Малая проза В. Винниченко - это свыше ста рассказов. И в этом жанре он - новатор, сумел мастерски соединить украинские и европейские традиции. В частности, во многих рассказах, кроме традиционных проблем, писатель решает проблему женщины как личности.

Если в произведениях его предшественников женщина была описана униженной, испуганной, лишенной права на самоуважение, то в рассказах Винниченко видим совсем новый взгляд на женщину: женщина и мир, женщина и мораль, красота как мерило ценности лица. Он принуждает всех по-новому посмотреть на место женщины в качественно обновленном обществе.

Мастерство писателя очевидно, так как умеет выделить в описании внешности то главное, что создает неповторимую красоту и привлекательность: «… на ту красоту, которая не бьет в вече, которое на первый взгляд едва примечательна, а только в нее вглядевшись, можно впиться и глазами, и сердцем, всем существом. Это была красота, которая воспитывается только на Украине…»

Девушки в рассказах Винниченко не монументальные, духовно замкнутые и неприступные. У них внешняя красота объединяется с естественной искренностью, душевностью, и сама девушка поражает своей целостностью, запалом, энергией. Как вот в рассказе «Зина»: «… эта девушка каждое утро влетала ко мне в комнату, наскоро скидывала мою руку, наполняла во все уголки смехом и словами, хватала меня за рукав и с такой силой вытягивала на улицу, будто в том доме начинался пожар…». Так и возникает перед нами Зина, необыкновенная Зина, загадочная, и поведение у нее чудное, внешняя краса сказочная, натура лирическая.

А вот перед нами другой тип женщины - Людмила из рассказа «Труды!»: «… в дом зашла какая-то высокая, стройная, полная женская фигура, вся в черной, и черной широкой шляпе на голове. Она с серьезным и уважительным видом застегнулась, возвратилась снова и, положив клок на стол, молча села на лавку, невольно протянув ему свою, довольно большую, одетую в черную перчатку руку». Перед нами профессиональная революционерка. К естественной изысканности добавляется вынужденная таинственность, глубокий ум, осознание собственной гражданской позиции и готовности к самопожертвованию. Она воспринимается как полноправная личность. И, в конце концов, еще один тип женщины - это Гликерия из рассказа «Контрасты». «Она выпила уже третью рюмку густого, крепкого ликера и чувствует себя чрезвычайно приятно: так любо, так уютно сидеть, упершись спиной о дерево, и лениво прислушиваться к этим звукам, смешанным с болтовней соучастников пикника, с шелестом листвы, с щебетанием птичек… По всему телу разлита такая хорошая, нежная усталость, в груди звенит какое-то мягкое, теплое, доброе чувство, не хочется ни двигаться, ни говорить, - хочется только счастливо, радостно улыбаться». Это - женщина-настроение. Мастер детали показывает, что новую жизнь изменил быт женщины, она имеет возможность именно так проявить свою нежность, романтизм, раскованность.

В. Винниченко интересует загадка женской души, психология расположений духа, чувств. Он создал образ женщины, который видел сам, и очень ему хотелось, чтобы и другие видели женщину именно такой, так как в ней внешняя красота объединяется с духовным благородством.  Владимир Винниченко - исключительная фигура в украинской литературе и истории. Новеллист, романист, драматург, публицист, поэт, писатель-маляр и одновременно политический деятель. Его произведения уже в начале XX ст. переводили на многие языки. В центре его художественных поисков всегда была Украина и болевые проблемы украинской нации.


 
Уже первый сборник произведений Винниченко “Красота и сила» (1906) выделялся в тогдашней прозе своеобразной, не традиционной манерой письма. Главной чертой рассказов, которые вошли в него («Красота и сила», «Помолвка», «Голытьба» и др.), была суровая реалистичность - вплоть до использования натуралистических приемов. Эти произведения отмечаются колоритностью рисунка, динамичностью рассказа, в котором значительное место принадлежит диалогам, которые и двигают действие, и служат приемом индивидуализации персонажей. И. Франко был поражен новизной темы уже первого произведения “Красота и сила». Среди голодранцев и пьяниц, среди люда, который «не боится ни тучи, ни грома», выделяются молодые воры Илья и Андрей. Первый - красивый, добрый, но безвольный. Второй - нехороший, жестокий, но сильный, упорный. Судьба воров и их приятельницы раскрывается в нескольких жанровых эпизодах: издевательство Андрея над женщиной, подготовка к воровским операциям, картины ярмарки, заключение в тюрьме. «Красота и сила», как и другие произведения одноименного сборника, поражают убедительностью в раскрытии человеческих взаимоотношений. В рассказе «Солдатики!» описано одно из типичных событий, связанных с подавлением крестьянских волнений. Эта « картина крестьянских мятежей « является чрезвычайно талантливой, глубоко психологической зарисовкой тех сложных процессов, которые происходили в украинском селе в начале XX ст. «А произошло это как-то неожиданно. До вчерашнего дня жило себе село, как и раньше, голодали, болели, умирали», а теперь начали думать и мысли насквозь тревожные: «Обкрадывают нас… Грабят… А мы молчим… тот имеет право на землю, кто трудится на ней!». Сошлись и стали друг против друга крестьянская толпа и солдатская шеренга. Писатель до последнего накаляет конфликт, изображая новую политическую силу, что вышла на территории истории - украинское крестьянство, которое заявило о себе в лице Явтуха. «Солдатики.!..» - выкрикнул Явтух с такой болью, с таким отчаянием, что словно проснулись все, а солдатики аж вздрогнули вместе и мрачно глянули на офицера». Село приобретало новый, невиданный прежде опыт. Хотя Явтух погиб, стрельбы не было. В этом глубинный исторический оптимизм рассказа. Явтух мертв, офицер убит, но «солдатики» не стреляли. Какой-то грандиозный сдвиг, невидимый и неслышный, произошел в жизни, в душах этих «солдатиков», и он такой, этот сдвиг, по своим качествам, что вселяет чувство надежды. Только самопожертвование может снять полену с глаз возмущенных, затурканных крестьян, которые своих защитников считают врагами, - такая идея рассказа «Студент». Чтобы доказать свою непричастность к пожару, который сжег село; чтобы снять подозрение, распространенное стражниками, которые в беде предъявляют обвинение студентам, молодой революционер прилюдно застреливается. И тогда старый дед, который грозился «вымотать» из студентов жилы, прыгает на одного из охранников царских устоев и душит его. Сопротивление стражника зажгло глаза крестьян «диким, злым гневом: «Ага!.. Так его!.. Дай ему счастье того!..» Произвол и беззаконие, которые процветали в империи, убедительно показано в рассказе «Суд». Главный персонаж Михаил Денисович Самоцвет, «хохол, малорос», живет «как в раю». Так как «теперь по тридцать копеек днем дают мне» - такой дешевой рабочей силы нет нигде. Покорности он добивается «проверенным методом»: «Теперь не то время, теперь, брат, мужик не тот… В морду! вот и все разборки». Рассказ имеет ощутимые саркастические ноты. Они звучат не только в философствованиях Самоцвета, но особенно в описании центральной сцены «суда». Такой суд, «скорый, правый и справедливый», он демонстрирует гостю, разбивая лицо совсем невиновного человека. Начальник перепутал двух братьев Крутоно-Женков - Никифора и Никонора. Яркость изображенного в рассказе достигается через мастерское использование приемов иронического письма, в частности щедрое применение языкового «суржика», «макаронического» языка в описании персонажей и неординарных жизненных ситуаций.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Винниченко аналитик человеческих характеров и живых образов. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Винниченко > Винниченко аналитик человеческих характеров и живых образов
Владимир Винниченко

Владимир  Винниченко


Сочинение на тему Винниченко аналитик человеческих характеров и живых образов, Винниченко