А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Кто виновен в гибели вишневого сада - сочинение





Чехов назвал свою пьесу комедией, современники его говорили о драме, Станиславский видел в "Вишневом саде" трагедию. Да и театры играли и играют ее по-разному. Кто прав? В пользу комедии говорит наличие в пьесе многих комических персонажей (Епиходов, Яша, Дуняша, Шарлотта Ивановна, Симеонов-Пищик, Прохожий) и комических ситуаций (явления с Епиходовым и Яшей, разговор с Фирсом о прошлом, любовные сцены Яши и Дуняши, фокусы Шарлотты и т. д. Да и Гаев, и Лопахин, и Петя Трофимов нередко вызывают смех своими словами, поступками, поведением).

Вместе с тем в пьесе показана подлинно драматическая, даже трагическая судьба хозяев и обитателей вишневого сада, вынужденных покинуть родное гнездо и уйти в неизвестность. Да и новый хозяин вишневого сада Лопахин не производит впечатления счастливого человека: и он хочет, чтобы скорее изменилась эта нескладная, несчастливая жизнь. Разгадка тайны чеховской пьесы в том, что драматург как бы синхронно смотрит на героев: раскрывает их внутренний мир, их переживания и одновременно разными приемами показывает их истинное положение, дает оценку их мыслям и чувствам. Так мы узнаем о горестных переживаниях Раневской и даже Гаева в связи с утратой родного гнезда, о нелепой жизни и нерадостных думах Шарлотты Ивановны, Вари, о высоких мечтаниях Пети Трофимова. И одновременно видим, что трагизма своего положения ни Раневская, ни Гаев не понимают до конца, что нередко они выглядят комично, что Петя Трофимов всего лишь фразер, "облезлый барин", попадающий в комические ситуации, что на всех героях пьесы лежит отсвет "недотепства", так сильно отличающий Епиходова. А лирический фон пьесы (декорации, звуки), лири ческие монологи героев (Раневской, Лопахина, Пети, Ани) придают пьесе оттенок лирической грусти - от тоски по иной, истинно человеческой жизни. Своеобразие пьесы Чехова в том, что в ней трагическое и комическое начало слиты воедино. Она в то же время является лирической пьесой.



 
С точки зрения юридической или экономической ситуация с вишневым садом тривиальна. На хозяевах-долги, но можно разделить сад на участки и сдавать дачникам. Это очень прибыльно, если верить подсчетам хозяйственного Лопахина. Но для Раневской дачники - это воплощение пошлости. У нее связаны с садом личные, интимные воспоминания, и она не понимает, как и почему можно превратить его в источник наживы. В итоге именно Лопахин скупает сад и начинает его рубить, не дожидаясь отъезда старых хозяев, столь бережно к саду относящихся. В последней пьесе Чехова чувствуется близость обновления, оно не только в мечтах и смутных предчувствиях людей, но в ходе самой жизни. В "Вишневом саде" показана истори ческая смена социальных укладов: кончается период вишневых садов, с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни, навеки уже отшумевшей. Владельцы вишневого сада нерешитель ны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них тот же паралич воли, который Чехов видел и у некоторых прежних своих героев, но теперь эти личные черты наполняются историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время. У Чехова взят конфликт на основе социальных противоре чий, но не с этой стороны, то есть не со стороны хозяйственноматериальных и сознательно враждебных притязаний сталкивающихся лиц. В "Вишневом саде" нет ни враждебной агрессии купца, ни сопротивляющегося ему и борющегося за свои хозяйственные выгоды помещика. В завязке "Вишневого сада" для помещиков нет даже угрозы разорения. Драматическое положение Раневской и Гаева состоит не в том, что они с утратой усадьбы хозяйственно обессиливаются и теряют привычную материальную обеспеченность. В исходной ситуации пьесы подчеркивается, что хозяйственные ресурсы, какие им могла дать усадьба, следуя совету Лопахина, легко можно было бы сохранить и даже увеличить (эксплуатация имения путем сдачи земли в аренду для дачников). Но пойти на эту меру Раневской и Гаеву мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой в том виде, как она есть. Вот именно эта область чувств и является главным предметом фиксации во всем конфликтном сложении пьесы. Социально-конфликтное состояние действующих лиц (Раневская, Гаев, Лопахин, Трофимов) сосредоточено на невольных, самою жизнью созданных различиях в индивидуальноинтимной психике каждого из них. Судьба усадьбы у разных людей поднимает разные переживания, естественные и близкие для одной стороны и совершенно посторонние, чуждые для другой. В развитии этих противоречий и состоит драматическая тема основного сюжетного узла пьесы. В результате получается, что у всех лиц пьесы имеется внутри что-то эмоционально дорогое, и у всех оно показано Чеховым одинаково недоступным для всех окружающих. Между Раневской, Лопахиным и Трофимовым устранены личные притязания, и их отношения проникаются только взаимным доброжелательством. Тем не менее они все же внутренне оказываются чужими. Эта ситуация содержит в себе мысль, что источником такого расхождения являются не моральные качества отдельных людей, а само сложение жизни. Причины разрозненности между людьми, таким образом, уводятся вглубь, в общий строй жизни, который определил неминуемость той драмы, какая происходит теперь. Ясно, почему в "Вишневом саде" нет борьбы между действующими лицами. Как видим, это происходит вовсе не потому, что Чехов не умел завязывать и развязывать этой стороны драматического движения. В "Вишневом саде" критике подвергаются не отдельные люди, а само сложение общественных отношений. "Вишневый сад"-пьеса не только о людях, потерявших прекрасное имение, но и утративших реальное ощущение времени. Мотив - человек торопится, рискует опоздать - имеет, конечно, не узкоконкретный, а символический смысл. Острее всего он выражен в центральном событии пьесы - продаже вишневого сада. Начинается действие пьесы в мае. Торги назначены на двадцать второе августа. Мы застаем героев в тот момент, когда в их распоряжении еще несколько месяцев-май, июнь, июль, август,-чтобы сделать какие-то шаги, принять меры по спасению сада. Отметим, что продажей сада пьеса не кончается. Торги состоялись в третьем действии, но затем идет еще одно действие; на дворе уже октябрь, хотя и солнечно, как летом. Значит, прошло еще месяца полтора после торгов. Если бы перед нами была остросюжетная пьеса, она бы по логике событий кончилась вместе с третьим действием. Но Чехов пишет четвертое действие, где, кажется, ничего не происходит. И все-таки - происходит: новые попытки "догнать время". Когда думаешь о героях "Вишневого сада", они представляются в каком-то сдвиге по отношению ко времени: Лопахин, проспавший поезд, опоздавший с Гаевым на поезд после торгов, торопящийся к новым поездам. Раневская с ее безна дежной "минуткой" во время всеобщей спешки и, наконец, Фирс, о котором в суете вообще забыли. Трагедия чеховских героев - от неукорененности в настоящем, которое они ненавидят и которого боятся. Подлинная, реально текущая мимо них жизнь кажется им чужой, извращенной, неправильной. Зато жизнь, долженствующая быть, - источник, из которого они черпают силы для преодоления убийственной тоски повседневности. Именно ощущение происходящих изменений как нереальных, несуществующих и привело к утрате вишневого сада его владельцами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Кто виновен в гибели вишневого сада. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Вишневый сад > Кто виновен в гибели вишневого сада
Вишневый сад

Вишневый сад


Сочинение на тему Кто виновен в гибели вишневого сада, Вишневый сад