А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проза и поэзия жизни в комедии А П Чехова «Вишневый сад» - сочинение

Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад» является его последней пьесой. И когда читаешь это произведение, не­вольно спрашиваешь себя: о чем эта пьеса? На первый взгляд может показаться, что это пьеса о продаже и по­купке дворянской усадьбы. Но это не так. Пьеса о жиз­ни, о любви, о предназначении человека. Сам факт про­дажи и покупки поместья — лишь фон, на котором раз­виваются отношения между ее героями. И образ вишневого сада имеет в комедии символическое значение — это образ самой России. Можно сказать, что это пьеса о России, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Всех главных героев комедии можно условно разделить на две группы: романтики и реалисты. К первой группе относятся Любовь Андреевна Раневская, ее дочь Аня, Петя Трофимов. Ко второй — Леонид Андреевич Гаев, Варя, Ер- молай Лопахин. Мы видим, что это разделение не связа­но с возрастом, материальным положением, происхожде­нием героев. Это, скорее, состояние души. Таким образом, в пьесе как бы сталкиваются между собой проза и поэзия жизни, т.е. те два начала, которые и образуют жизнь че­ловека. Так что же представляют собой герои двух групп?

Любовь Андреевна Раневская сразу же вызывает наши симпатии. Еще до того, как она появляется на сцене, мы слышим о ней отзыв Лопахина: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». И мы видим, как искренне ра­дуется Раневская встрече со своим старым домом, со сво­им вишневым садом. Ее слезы при воспоминании о дет­ских годах, о юности, сыне вполне правдивы. Для нее этот дом, этот сад символизируют все то хорошее и плохое, что было в ее жизни. Раневская способна горячо и преданно любить, своей любви она отдается вся, без остатка. Лю­бовь для нее определяет сам смысл жизни (символично даже само ее имя — Любовь): Но жизнь жестоко обошлась с героиней. Ее муж, человек легкомысленный и безволь­ный, промотал состояние и умер «от шампанского». Вскоре после этого утонул в реке любимый сын Раневской - Гри-ша, и она буквально сбежала из России в Париж, где сошлась с человеком, который обманул и обобрал ее. Но, несмотря на все это, героиня не озлобилась и не замкну, лась в себе. Она способна видеть прекрасное в людях, жалеть их, способна к состраданию и по-прежнему смот­рит на жизнь широко раскрытым глазами. Но привычка жить за чужой счет испортила ее; она бездумно тратит последние деньги, практически ничего не делает, чтобы спасти от продажи имение, не прислушивается к разум­ному совету Лопахина. Раневская, бесспорно, умна, может сказать о себе горькую правду, но изменить что-либо в своей жизни она уже не может. В начале пьесы она решительно рвет телеграммы от своего любовника из Парижа, затем читает их и, наконец, уезжает опять в Париж, бросив Аню и Варю и забрав последние деньги. Раневская с горечью говорит о себе, что она «ниже любви», но ей так необхо­дима эта любовь, ей так хочется быть любимой! Ради люб­ви она готова забыть все, но поэзия любви разбивается о прозу жизни, в этом заключается ее трагедия.

Петя Трофимов представляет собой совсем другой тип романтика. Петя влюблен в жизнь, он весь устремлен в будущее. Если у Раневской все лучшее осталось в про­шлом, то у него все лучшее впереди. Он искренне, горя­чо любит Аню. «Солнышко мое! Весна моя!» — так поэти­чески называет ее Петя. Его любовь — возвышенное, чис­тое чувство, он хочет быть выше обывательского представления о любви. Петя уверен, что «человечество идет к высшей правде, высшему счастью, какое только воз­можно на земле». Петя стоит выше прозы жизни, и этим он симпатичен нам.

Аня в пьесе символизирует собой все то лучшее, что дает человеку молодость: радость жизни, чистоту чувств; она воплощает будущее России, как видел его Чехов. Аня, как и ее мать, любит свой дом, свой сад, но понимает, что нельзя жить прошлым, поэтому потеря имения не стала для нее такой трагедией, как для Раневской. Аня вся ус­тремлена в будущее, жизнь для нее только начинается, она без сожаления расстается с прошлым.



 
Другую группу героев представляет образ Ермолая Ло­пахина. Это человек, прочно стоящий на земле. Он вы­ходец из самых низов: его дед был крепостным в этом име­нии, отец — лавочником, а сам он теперь ворочает тыся­чами. Лопахин помнит, как бил его отец, как он бегал зимой босиком. Его деда и отца не пускали на кухню это­го дома, и для него покупка имения — своеобразный со­циальный реванш, но в то же время и выгодное вложе­ние денег: он безжалостно отдает приказ вырубить старый сад, чтобы на его месте понастроить дач. Он умеет помнить и ценить добро, но расчетливость не позволяет ему же­ниться на бесприданнице Варе, хотя она ему нравится. Петя очень точно называет его «хищником». Леонид Андреевич Гаев тоже относится к этой группе. Его главная черта — позерство. Он считает себя чуть ли не аристократом, его смущают «грубые» запахи. Свое со­стояние Гаев «проел на леденцах» и ничего в жизни не умеет делать, кроме как играть на бильярде. Он легко­мыслен, непрактичен, склонен к пустому фразерству: про­износит целую речь, обращаясь к шкафу. Гаев называет себя либералом, и при этом его до сих пор раздевает на ночь восьмидесятилетний слуга Фирс. У Гаева мелкая, пустая душонка, он не способен никого любить, кроме себя. Он олицетворяет собой худшие стороны прозы жиз­ни и не вызывает у нас ни малейшего сочувствия. Образ Вари кажется противоречивым. С одной сторо­ны, она единственная в пьесе пытается сохранить имение, свести концы с концами. Но, с другой стороны, ее при­земленная практичность, прозаичность не позволяют нам испытывать к ней такую же симпатию, как к Анне, в- ней нет ничего поэтического. В комедии столкновение прозы и поэзии жизни завер­шается, кажется, победой прозы: имение переходит к Лопахину. Но все-таки будущее будет за поэзией жиз­ни, и в комедии прощание с домом заканчивается сло­вами Ани: «Здравствуй, новая жизнь!» И в этих словах заключается жизнеутверждающая сила последней коме­дии А.П. Чехова.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проза и поэзия жизни в комедии А П Чехова «Вишневый сад». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Вишневый сад > Проза и поэзия жизни в комедии А П Чехова «Вишневый сад»
Вишневый сад

Вишневый сад


Сочинение на тему Проза и поэзия жизни в комедии А П Чехова «Вишневый сад», Вишневый сад