Прошлое настоящее и будущее в пьесе А Чехова "Вишневый сад" 4 - сочинение
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1904 году. Для России это время связано с намечающимися глобальными переменами. Поэтому и основными темами данного произведения стали гибель дворянского гнезда, воплотившаяся в победе предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век раневскими и гаевыми, и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Все содержание пьесы заключается в прощании молодой, новой России с прошлым, с отжившим свой век укладом и в устремленности страны к завтрашнему дню, к неизведанным далям.
Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминания о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. Дворянское гнездо для А. П. Чехова неразрывно связано с очагом культуры. И поэтому в представленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо. Раневская — это душа прекрасного дома, его хозяйка. Именно поэтому к ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее пороки и легкомыслие. Возвращается хозяйка, и дом тут же оживает, в него приезжают даже те кто, кажется, навсегда покинул его стены. Раневская и Гаев сильно расстроены из-за потери любимого сада, но именно они своим непониманием жизни и загубили его, отдали под топор. Своей неприспособленностью к настоящему, своим легкомыслием и безволием хозяйка довела усадьбу до полного разорения, до продажи имения с торгов. Чтобы как-то спасти имение, Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает реальный выход из сложившейся ситуации — разбить вишневый сад под дачи. И хотя хозяйка проливает реки слез по поводу своего плачевного положения, восклицая, что жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти усадьбу. Она надеется на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая тем самым реальный план спасения своего положения. Раневской кажутся оскорбительными и недопустимыми варианты о продаже или сдаче участков сада в аренду. Для хозяев дома такой выход означает измену самим себе, своим привычкам, жизненным ценностям, идеалам. И поэтому они молчаливо отвергают предложение Лопахина и идут навстречу своему социальному и жизненному краху. Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают некоторую фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: у нее умирает муж, трагически гибнет маленький сын, ее бросает любовник. Любовь Андреевна признается, что не в силах бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. Она полностью сконцентрирована на собственных переживаниях, отстранена от чужих переживаний и страданий. О смерти своей старой няни она говорит просто за чашкой кофе. А брат ее, Леонид Андреевич Гаев, гораздо мельче своей сестры. Он жалкий аристократ, спустивший все свое состояние.
Имение выставляется на торги, и покупателем оказывается сам Лопахин. Усадьба продана, бывших хозяев дома настигла непоправимая потеря. Но, как оказалось, никакой беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская не переживает никакой драмы по этому поводу. Она возвращается в Париж к своей нелепой любви, к которой, видимо, она и без того бы вернулась, несмотря на все ее громкие слова о невозможности жить далеко от родины. Раневская не испытывает никаких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченности к веселому и беззаботному оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась по поводу постигшей ее утраты и даже сделала признание: «Нервы мои лучше, это правда». Для бывших хозяев имения и их окружения — Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса — с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше — весьма неопределенно. И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложившейся ситуации,— даже глупым и неразумным. Трагедия этих людей не в том, что они потеряли вишневый сад, разорились, а в том, что их чувства стали весьма измельченными.
Настоящее в пьесе представлено образом удачливого купца-промышленника Лопахина. В среде русского купечества конца девятнадцатого века появились люди, явно не соответствующие традиционному понятию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы А. П. Чеховым именно в образе Лопахина. Этот человек довольно странен и необычен. Противоречивость этого образа особенно остра еще и потому, что положение в его обществе чрезвычайно неоднозначно.
Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного крестьянина. Ему в память навсегда врезались слова Раневской, сказанные избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет...» Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках... а если подумать и разобраться, мужик мужиком...» Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Он вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли. Но на самом деле он это делает не только для наживы и не ради нее. Есть другая причина, намного важнее собственного обогащения — это месть за прошлое. Он вырубает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, лучше которого нет ничего в мире». Но таким поступком он надеется убить память, которая против его воли постоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорившиеся владельцы вишневого сада — «господа». Ему любыми способами, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ». Он единственный из персонажей, кто появляется на сцене с книгой, хотя и признается, что все равно в ней ничего не понял. В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними, калечат его душу. «За все могу заплатить!» , — заявляет он. На торгах Лопахин оказывается во власти купеческого азарта, здесь-то в нем и просыпается хищник. Именно в азарте он и становится владельцем вишневого сада. И, несмотря на просьбы Ани и самой Раневской, вырубает сад еще до отъезда его прежних хозяев.
Трагедия Лопахина в том, что между его помыслами и поступками лежит непроходимая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой», другой — «хищный зверь». Авторские ремарки помогают нам пристальнее взглянуть на неоднозначность характера Лопахина. Сначала он ведет спокойный деловой разговор о ходе торгов, он радуется своей покупке, даже гордится ею, а потом вдруг сам же конфузится, относится с горькой иронией к самому себе. Ему свойственны взлеты и падения, постоянные перемены. Его речь может быть эмоциональной и удивительной: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами...» У него есть стремления, он не может жить только в мире барышей и чистогана, но ему не известно, как можно жить иначе. Он восклицает: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь...». И тут же мы слышим как бы слова совсем другого человека: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» В Лопахине одновременно уживаются совершенно противоречи вые качества, странное сочетание мягкости и грубости, интеллигентности и невоспитанности, отсюда и его глубочайший трагизм.
Глубоко несчастной в пьесе представлена молодежь. Двадцатисемилетний Петя Трофимов считает себя «выше любви», хотя именно этого чувства так ему и не хватает. Он идеалист и мечтатель, причину его неустроенности в жизни точно определяет Раневская: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Его красивым призывам верит только Аня, но ее извиняет молодость. У нее, в силу того же малолетства, самое неопределенное и радужное представление о будущем. Она согласна уехать с Петей в Москву, полностью следовать его советам. Другие персонажи пьесы просто посмеиваются и иронизируют над ним. Трофимов и Аня даже в какай-то мере рады продаже сада, по их мнению, это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Какое будущее ожидает эту молодежь, нам не известно из пьесы. А. П. Чехов всегда был далек от политики. Но нас, знающих о последующих событиях в России, слова Пети, его мечты о совершенно новой жизни, и подхваченное Аней пламенное желание насадить другой сад, все это нас приводит к более серьезным выводам о сущности образа Пети Трофимова. Этот пассивный мечтатель и идеалист, может в будущем оказаться человеком, воплотившим в жизнь мечты о равенстве, братстве и справедливости. Эти молодые люди полны надежд, испытывают небывалый прилив сил и полны неудержимого желания трудиться на благо других.
Пьеса «Вишневый сад» стала итоговым произведением в творчестве А. П. Чехова. Это прошлое, настоящее и будущее России.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Прошлое настоящее и будущее в пьесе А Чехова "Вишневый сад" 4. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Вишневый сад
> Прошлое настоящее и будущее в пьесе А Чехова "Вишневый сад" 4