А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР" - сочинение

Своим гигантским объемом "Война и мир" может произвестивпечатление хаотичности, разбросанности и неслаженности множестваперсонажей, сюжетных линий, всего разнообразного содержания. Ногениальность Толстого-художника в том и проявилась, что все этоогромное содержание проникнуто единой мыслью, концепцией жизнилюдского сообщества, которую легко углядеть при вдумчивом,внимательном чтении.Жанр "Войны и мира" определяется как роман-эпопея. В чем смыслэтого определения? Через бесконечное множество судеб множествалюдей, взятых в различных обстоятельствах жизни: в военное и мирноевремя, в молодости и в старости, в довольстве и в горести, в частной иобщей, роевой жизни - и сплетенных в единое художественное целое,проходит главная художественно освоенная антитеза книги:естественное, простое и условное, искусственное в жизни людей;простые и вечные моменты человеческого бытия: рождение, любовь,смерть - и условленность света, сословность общества, имущественныеразличия. Автора "Войны и мира" упрекали в фаталистическомпонимании истории и жизни вообще, но в его книге характерное длядревнего, классического эпоса понятие судьбы, рока замененопонятием жизни в ее стихийном течении и разливе, в вечномобновлении. Недаром в романе так много метафор, связанных с вечноменяющейся водной стихией.Есть в "Войне и мире" и главный, ключевой словесно-художественный"образ". Под впечатлением общения с Платоном Каратаевым,воплощением всего вечного и круглого, Пьер видит сон. "И вдругПьеру представился, как живой, давно забытый кроткий старичокучитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию."Постой",-сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот былживой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхностьшара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти вседвигались, перемещались, и то сливались из нескольких в одну, то изодной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться,захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же,сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.- Вот жизнь, - сказал старичок учитель. "Как это просто и ясно, -подумал Пьер. - Какя мог не знать этого прежде... Вот он, Каратаев,вот разлился и исчез". Такое понимание жизни есть оптимистическийпантеизм, философия, отождествляющая Бога с природой. Бог автора"Войны и мира" - это вся жизнь, все бытие. Такая философияопределяет моральные оценки героев: цель и счастье человека -достигнуть круглости капли и разлиться, слиться со всеми,приобщиться ко всему и всем. Ближе всех к этому идеалу находитсяПлатон Каратаев, недаром ему дано имя великого древнегреческогомудреца, стоявшего у истоков мировой философской мысли.Многие представители дворянско-аристократического света, особеннопридворного круга, изображенные в романе, не способны на это.Главные же герои "Войны и мира приходят именно к этому, онипреодолевают наполеоновский эгоизм, становящийся в описанное вромане время знаменем эпохи и окончательно ставший им во времяписания романа. Кстати, тогда же писал "Преступление и наказание" иДостоевский. Главные герои преодолевают сословную замкнутость игордую единичность. Причем в центр романа Толстой ставит такиеперсонажи, движение которых по этому пути протекает особеннодраматично и разительно. Это Андрей Болконский, Пьер и Наташа.Для них этот исполненный драматизма путь - дорога приобретений,обогащения их личности, глубоких душевных открытий и прозрений.Чуть дальше от центра романа стоят персонажи второго плана, которыена этом пути больше теряют. Это Николай Ростов, княжна Марья,Петя. Периферию же "Войны и мира" заполняют многочисленныефигуры, по тем или иным причинам не способные встать на этот путь.По такому же принципу изображены многочисленные женскиеперсонажи "Войны и мира". Ответ на этот вопрос будет носитьконкретный характер, т.е. надо просто знать и пересказать текст,содержание романа, искать здесь какую-то особенную идейнуюконцепцию не приходится. Толстой создавал образы Наташи и Сони,княжны Марьи и "Бурьенки", красавицы Элен и старенькой АнныПавловны в эпоху 60-х годов, одновременно с романом Чернышевского"Что делать?", в котором наиболее полно и последовательно выраженыидеи женской свободы и равноправия с мужчинами. Все это Толстой,естественно, отвергал, на женщину смотрел в патриархальном духе.Свои идеалы женской любви, семейного, родительского счастья онвоплотил не только в характере и судьбе Наташи, наиболее ярко из всехперсонажей (в том числе и мужских) выражающей его представление о"настоящей жизни", но и реальности, женившись в 1862 году намолоденькой Софье Андреевне Берс. И надо с сожалением признать,что "нас возвышающий обман" образа Наташи оказался гораздосимпатичней и приглядней "темы низких истин" семейной драмыТолстого. Несмотря ни на то, что Толстой целенаправленно воспитывалмолодую жену в духе своих идеалов, тех самых, что так убеждают наспри чтении "Войны и мира", жена великого писателя, а затемподросшие многочисленные дети сделали последние тридцать летжизни Толстого невыносимыми. А сколько раз он принимал решениеуйти от них!.. Можно сказать, что "настоящая жизнь" с ее"причудливостью, неожиданностями, внезапными капризами иприхотями - то, что заключает в себя любая женская натура, - оказаласьдаже более "настоящей", чем предполагал Толстой. И неважно, о комидет речь - о безропотно-кроткой княжне Марье или о дерзко-требовательной, победительно уверенной в своей силе Элен. Оченьскоро после написания "Войны и мира" жизнь показала ее автору, чтокрайности женских характеров, так уверенно разведенные им по шкаленравственных оценок (Наташе- "отлично", княжне Марье -"посредственно", Элен -"неуд") в реальности могут сойтись в лицеодного, самого близкого, самого любимого человека - жены, материтроих детей. Таким образом, при всей ее глубине и всеохватностижизненная философия автора "Войны и мира" достаточно схематична,"живая жизнь", "настоящая жизнь" сложнее, богаче, с ней нерасправишься росчерком пера по своему усмотрению, по требованиюхудожественного единства, как поступил Толстой, по-быстрому"умертвив" ставшую ненужной для его идейно-нравственной постройкитакую притягательную и непобедимую в своей безнравственности Элен.Идея "настоящей жизни" пронизывает и изображение историческихперсонажей. Дух войска, который чувствует Кутузов и который диктуетему стратегические решения, по сути, есть тоже форма приобщения,слияния с вечно разливающихся жизнью. Его антагонисты - Наполеон,Александр, ученые немецкие генералы - к этому неспособны. Простые,рядовые герои войны - Тушин, Тимохин, Тихон Щербатый, ВаськаДенисов - не стремятся осчастливить все человечество, потому чтолишены чувства отдельности отчего, они уже слиты с этим миром.Раскрытая выше идея-антитеза, пронизывающая весь огромный роман,выражена уже в его названии, очень емком и многозначном. Второеслово названия романа обозначает сообщество людей, весь народ,жизнь всем миром, в миру, с людьми в противоположностьмонашескому уединению. Поэтому неверно думать, что названиеромана указывает на чередование военных и мирных, невоенныхэпизодов. Указанный выше смысл слова мир меняет, расширяетзначение и первого заглавного слова: война - не только как проявлениемилитарности, но и вообще борьба людей, жизненная битваразъединенного, разведенного на атомарные капли человечества.В 1805 году, которым открывается толстовская эпопея, людскоесообщество пребывает разобщенным, раздробленным на сословия,дворянский свет отчужден от народного целого. Кульминация этогосостояния - Тильзитский мир, непрочный, чреватый новой войной.Антитезой этому состоянию является 1812 год, когда "всем народомнавалиться хотят" на Бородинском поле. И дальше от 3 к 4 тому героиромана оказываются на грани войны и мира, то и дело совершаяпереходы туда и обратно. Они сталкиваются с настоящей, полнойжизнью, с войной и миром. Кутузов говорит: "Да, немало упрекалименя... и за войну и за мир... а все пришло вовремя", - и эти понятиясвязываются в его устах в единый заглавный образ жизни. В эпилогепервоначальное состояние возвращается, опять разобщенность ввысшем сословии и высшего сословия с простым народом. Пьеравозмущает "шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат",он хочет "независимости и деятельности". Николай Ростов скоро будет"рубить и душить все с плеча". В итоге "все слишком натянуто инепременно лопнет". Кстати, Платон Каратаев не одобрил бынастроений двух оставшихся в живых героев, а Андрей Волконскийодобрил бы. И вот его сын Николенька, рожденный в 1807 году, читаетвысоко ценимого декабристами Плутарха. Его дальнейшая судьбапонятна. Эпилог романа полон многоголосьем различных мнений.Единение, приобщенность остаются желанным идеалом, но эпилогомТолстой показывает, как труден путь к нему.По свидетельству Софьи Андреевны, Толстой говорил, что любит в"Войне и мире" "мысль народную", а в "Анне Каренине" - "мысльсемейную". Понять суть обеих толстовских формул нельзя безсопоставления этих романов. Подобно Гоголю, Гончарову,Достоевскому, Лескову Толстой считал свой век временем, когда в мирелюдей, среди людей торжествует разобщение, распад общего целого. Идве его "мысли", и два романа -о том, как вернуть утраченнуюцелостность. В первом романе, как это ни парадоксально звучит, мирсоединяет война, единый патриотический порыв против общего врага,именно против него отдельные личности соединяются в целое народа.В "Анне Карениной" разобщению противостоит ячейка общества -семья, первичная форма человеческого объединения и приобщения. Нороман показывает, что в эпоху, когда "все смешалось", "всепереворотилось", семья своим кратковременным, непрочным слияниемлишь усиливает сложности на пути к желанному идеалу человеческогоединения. Таким образом, раскрытие "мысли народной" в "Войне имире" тесно связана и во многом определяется толстовским ответом наглавный вопрос - "что же такое настоящая жизнь?"Что касается роли народа и личности в истории, то решение этоговопроса особенно сильно засорено марксистко-ленинскимлитературоведением. Толстого, как уже говорилось, часто обвиняли висторическом фатализме (взгляд, согласно которому исходисторических событий заранее предрешен). Но это несправедливоТолстой настаивал лишь на том, что законы истории скрыты отиндивидуального человеческого разума. Его взгляд на эту проблемуочень точно выражает известное четверостишие Тютчева (1866 - опятьвремя работы над "Войной и миром"):"Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать -В Россию можно только верить".Для марксизма не решающее значение народных масс как двигателяистории и неспособность личности повлиять на историю иначе, кромекак пристроившись в хвосте этих масс, было непреложным законом.Однако иллюстрировать этот "закон" материалом военных эпизодов"Войны и мира" затруднительно. В своей эпопее Толстой подхватываетэстафету исторических взглядов Карамзина и Пушкина. Оба оничрезвычайно убедительно показали в своих произведениях (Карамзин в"Истории государства Российского"), что, выражаясь словами Пушкина,случай - мощное орудие Провиденья, т,е. судьбы. Именно черезслучайное действуют закономерное и необходимое, да и таковыми онипризнаются лишь задним числом, после своего действия. И носителемслучайности оказывается личность: Наполеон, перевернувший судьбывсей Европы, Тушин, повернувший ход Шенграбенского сражения. Тоесть, перефразируя известную поговорку, можно сказать, что если быНаполеона не было, его стоило бы выдумать, примерно так же, как"выдумал" своего Тушина Толстой. 	







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР", Война и мир