А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Мысль народная" в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение

«Я старался писать историю народа», — слова Л.Н. Толстого о своем романе «Война и мир». Это не про­сто фраза: великий писатель действительно изобразил в произведении не столько отдельных героев, сколько весь народ в целом. «Мысль народная» определяет в романе и философские взгляды Толстого, и изображение историчес­ких событий, конкретных исторических деятелей, и нрав­ственную оценку поступков героев.

«Война и мир», как справедливо заметил Ю.В. Лебе­дев, «это книга о разных фазах в исторической жизни Рос­сии». В начале романа «Война и мир» происходит разобще­ние между людьми на семейном, государственном и националь­ном уровнях. Толстой показывает трагические последствия такого разброда в семейных сферах Ростовых — Болконских и в событиях войны 1805 года, проигранной русскими. За­тем иной исторический этап России открывает, по Толсто­му, 1812 год, когда торжествует единение людей, «мысль народная». «Война и мир» — это многосоставное и цель­ное повествование о том, как начала эгоизма и разобще­ния ведут к катастрофе, но встречают противодействие сти­хий "мира" и "единения", поднимающихся из глубин на­родной России». Толстой призывал «оставить в покое Царей, министров и генералов», а изучать историю наро­дов, «бесконечно малые элементы», поскольку им принад­лежит решающая роль в развитии человечества. Какая сила движет народами? Кто является творцом истории — личность или народ? Такие вопросы задает писатель в начале романа и пытается ответить на них всем ходом по­вествования.

Великий русский писатель спорит в романе с весьма распространенным в это время в России и за рубежом куль­том выдающейся исторической личности. Этот культ в зна­чительной степени опирался на учение немецкого фило-софа Гегеля. По Гегелю, ближайшими проводниками Ми. рового Разума, который определяет судьбы народов и го. сударств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что дано понять только им и не дано понять людской массе, пассивному материалу истории. Эти взгля­ды Гегеля нашли свое прямое отражение в антигуманной теории Родиона Раскольникова («Преступление и наказа­ние»), делившего всех людей на «властелинов» и «тварей дрожащих». Льву Толстому, как и Достоевскому, «виде- лось в этом учении что-то безбожно-бесчеловечное, в корне противное русскому нравственному идеалу. У Толстого не исключительная личность, а народная жизнь в целом оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Призвание великого человека заключается в умении прислушиваться к воле большинства, к "коллективному субъекту" ис­тории, к народной жизни».

Поэтому внимание писателя привлекает прежде всего жизнь народа: крестьян, солдат, офицеров — тех, кто составляет саму основу его. Толстой «поэтизирует в "Войне и мире" народ как целое духовное единство людей, осно­ванное на прочных, вековых культурных традициях... Ве­личие человека определяется глубиной его связи с органической жизнью народа».

Лев Толстой на страницах романа показывает, что исторический процесс не зависит от каприза или плохого настроения одного человека. Предугадать или изменить направление исторических событий нельзя, поскольку они зависят от всех и ни от кого в отдельности.




 
Можно сказать, что воля полководца не влияет на ис-ход сражения, потому что ни один полководец не может руководить десятками и сотнями тысяч людей, но именно сами солдаты (т.е. народ) решают участь битвы. «Решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска», — пишет Толстой. Поэтому не Наполеон проиграл Бородинское сражение или Кутузов выиграл его, а победил в этой битве русский народ, потому что «дух» русского войска был неизмеримо выше французского. Толстой пишет, что Кутузов сумел «угадать так верно значение народного смысла событий», т.е. «угадать» всю закономерность исторических событий. И источником этого гениального прозрения было то «народное чувство», которое носил в своей душе великий полководец. Именно понимание народного характера исторических процессов позволило Кутузову, по мнению Толстого, выиграть не только Бородинскую битву, но и всю военную кампанию и вы­полнить свое предназначение - спасти Россию от наполео­новского нашествия. Толстой отмечает, что против Наполеона выступила не только русская армия. «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего русского народа, породило партизанскую войну. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не изве­стные. Был начальником партии дьячок, взявший в ме­сяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». «Дубина народной войны» поднималась и опускалась на головы французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Эта народная война зародилась вскоре после оставле­ния русскими войсками Смоленска и продолжалась вплоть до самого окончания военных действий на территории Рос­сии. Наполеона ожидал не торжественный прием с клю­чами от сданных городов, а пожары и мужицкие вилы. «Скрытая теплота патриотизма» была в душе не только таких народных представителей, как купец Ферапонтов или Тихон Щербатый, но и в душе Наташи Ростовой, Пети, Андрея Болконского, княжны Марьи, Пьера Безу­хова, Денисова, Долохова. Все они в минуту страшного испытания оказались духовно близки народу и вместе с ним обеспечили победу в войне 1812 г. И в заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что роман Толстого «Война и мир» не обычный роман, а роман-эпопея, в котором отразились судьбы человеческие и судьба народная, ставшие для писателя главным объек­том изучения в этом великом произведении.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Мысль народная" в романе Л Н Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > "Мысль народная" в романе Л Н Толстого «Война и мир»
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему "Мысль народная" в романе Л Н Толстого «Война и мир», Война и мир