А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Искусство портрета в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение

В романе Л. Н. Тостого «Война и мир» 559 действующих лиц. И все они совершенно разные, не похожие друг на друга, но чрезвычайно яркие, реальные. В умении создать такую колоссальную галерею разнообразных человеческих лиц и типов заключается мастерство Толстого художника, его неповторимая ясность и отточенность языка. Одной из форм типизации и индивидуализации для Толстого была портретная характеристика. Какие же приемы использует он для создания портретов своих героев?

Часто большую роль в портретной характеристике играет деталь, пусть на первый взгляд самая мелкая, самая незаметная, но имеющая несомненно огромное значение.

Улыбка… Какая разная она у всех героев! Как легко составить свое мнение о человеке, когда его улыбка описана так досконально точно, что добавления излишни. Когда мы читаем об Элен с улыбкой «вполне красивой женщины», «молодой, неизменной, самодовольной», мы видим не только ее величественную фигуру, поражающую своей красотой. Главное, что это – красивая кукла, которая разрешает всем любоваться своей красотой, «не глядя ни на кого, но всем улыбаясь». И – милая, «детская», «торжественная» «улыбка радости и успокоения» Наташи. Чувствуется тепло, излучаемое этой живой девушкой, чувствуется, что это добрый, милый, искренний человек. Улыбка Пьера. Сам автор подчеркивает, что Пьер, делавший все не так, как другие, как это принято в «свете», даже улыбался по иному. Его улыбка не сливалась с неулыбкой. Когда она приходила, «то вдруг мгновенно исчезало серьезное, даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Таким образом, при помощи описания улыбки писатель раскрывает нам характер человека.

Глаза… Например, у Пьера они, «как у ребенка», открытые и наивные, «радостные, робкие» и… «дружелюбные». Да, да, именно «дружелюбные». Толстой не назвал их ни нежными, ни ласковыми, ни добрыми. Именно «дружелюбными» были глаза у Пьера, который смотрел на Каратаева, Наташу, Андрея, который, вызвав Долохова на дуэль, стоял, не закрывшись от ответной пули, и смотрел «дружелюбными», чуть чуть испуганными, удивленными глазами. Совсем другие глаза у Наташи. Все время «сияющие», «любопытные», «широко раскрытые» глаза, они будто бы хотят вобрать в себя окружающий мир, увидеть то, что другим не суждено увидеть. Эти черные, горящие, как угольки, глаза стоят перед нами всегда, когда на страницах романа появляется Наташа, только выражение их меняется, а глаза все те же и Наташа все та же.

Манера говорить… Как она отличает людей друг от друга. Даже у одного человека она может меняться. Например, у князя Андрея. В салоне А. П. Шерер он все делал учтиво: подставлял жене кресло, целовал ей руку. И говорил не как нибудь, а учтиво, то есть холодно, как бы ставя между всеми и собой барьер, через который никому не дано перешагнуть. Но лишь только появился Пьер – мы слышим искренние, добрые, мягкие слова, так не похожие на только что произнесенные. Князь же Василий, который всегда доволен тем, что он делает, говорит «тоном, в котором из за приличия и участия просвечивает равнодушие и даже насмешка». И сразу представляется его невозмутимая физиономия с самоуверенным и довольным выражением.

Совсем другое выражение лица у князя Андрея. В «свете» все привыкли его видеть «с гримасой, портившей его красивое лицо». Но потом мы начинаем понимать, что эта гримаса – от скуки, отвращения ко всему, что его окружает. И совсем другое выражение лица у Андрея, когда он видит Тушина, – доброе, в то же время снисходительное и даже чуть чуть восхищенное.

Чтобы как можно точней донести свое представление о герое до читателя, Толстой часто пользуется приемами сравнения и сопоставления. Так, например, он сравнивает красавца Анатоля Курагина со зверем. И действительно, своими жестокими и бесчестными поступками, подчиненными «звериному чувству», а не совести и чести, Анатоль напоминает жадного хищника, принявшего блестящую оболочку светского денди. Если Анатоля писатель рисует с явным недоброжелательством, неприязнью, то к Лизе Болконской он относится скорее с насмешкой, снисходительностью. Княгиня Лиза – светская женщина, аристократка. Нам неприятно ее беличье личико с короткой губкой, открывающей блестящие зубки. Явная издевка чувствуется в том, как автор описывает поведение княгини Лизы в Лысых Горах во время приезда Анатоля Курагина: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства». Пропадает все ее очарование и трогательность, теперь мы понимаем, что это пустая, легкомысленная вертушка. Именно это хотел сказать автор, вкладывая тонкий смысл в приведенное сравнение. Можно найти еще много не менее ярких примеров. Например, А. П. Шерер, будто «хозяйка прядильной мастерской», прохаживается по своей гостиной, пуская в ход «равномерную, приличную разговорную машину». И в салоне же мы встречаем виконта, который «был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью». И действительно, он был предназначен для того, чтобы развлекать посетителей салона А. П. Шерер.


 
Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. Например, Берг. Он такой «свежий, розовый», что так и напрашивается сравнение с поросенком. Он неприятен автору тем, что всегда и во всем «безупречен»: «безупречно вымыт», «безупречно застегнут», «причесан». От него так и несет духом казенщины, за этой сверхбезупречной внешностью скрывается нечто жалкое и пустое. Именно поэтому он не стыдится просить у графа Ростова помощь для перевозки купленной им мебели из Москвы, покидаемой жителями перед вступлением туда Наполеона. А Долохов? Писатель неоднократно возвращается к описанию его «ясных, голубых» глаз. Но взгляд их «твердый, наглый и умный». Трудно связать эти три слова воедино. Но, связав, можно полностью представить себе этого всегда спокойного и невозмутимого человека: и на обеде в честь Наполеона, и за карточным столом противником Николая Ростова, и на поле боя. Нельзя не упомянуть о князе Василии. Его «надушенная, сверкающая лысина» многое дает читателю для лучшего понимания данного образа. Уже одно то, что это – пусть душистая, пусть сверкающая, но лысина означает, что за внешним блеском скрывается заурядная, серенькая личность, мелочный и ограниченный умишко. У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. Отношение автора к ним чувствуется сразу через портретную характеристику. Княжна Марья. Толстой неоднократно подчеркивает, что походка у нее тяжелая, фигура неуклюжая. И все таки ее «прекрасные» глаза, которые «со спокойствием и лучистостью смотрели с нежной любовью», говорят сами за себя. И чувствуется, что сам автор уважает эту глубокую и светлую натуру, ценит ее мягкость и тихую покорность, ее ум и честность. И его мнение передается нам, читателям, и мы тоже проникаемся огромным уважением к богатому духовному миру княжны. «Маленький, грязный, худой» – таким предстал перед нами Тушин. Он «вопросительно глядел большими и добрыми глазами», «доброе, умное лицо» его озарялось тихой улыбкой. И так много толстовской любви и отеческой теплоты чувствуется в этих ласковых словах, что невольно начинаешь понимать всю трогательность, наивную прелесть сутуловатого маленького человечка, который впоследствии совершил героический поступок. И вместе с Л. Толстым мы видим его «чрезвычайно привлекательное лицо», слышим его «тоненький голосок». Вместе с автором нам становится горько и обидно оттого, что «про батарею Тушина было забыто». Толстой использует прием показа портретной характеристики в развитии. Особенно ярко это прослеживается на примере Наташи Ростовой. Вот ей тринадцать лет. Это «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», «тоненькая, грациозная» девочка. Она врывается в гостиную с визгом, смехом, внося сразу оживление и радость. И на протяжении всего романа она остается такой же искренней, непосредственной, живет по велению сердца, «не удостаивает быть умной». В пятнадцать лет в ней еще очень много детского: ее радость выражается громким смехом, горят черные глаза, она, встречая брата, «держась за полу его венгерки», проявляет свой восторг тем, что прыгает, «как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». И в этом – вся Наташа! А в восемнадцать лет это уже невеста князя Болконского, юная, свежая девушка, принятая в «свете». На нее обращают внимание, ею интересуются. Сам Андрей смотрит на нее восторженными глазами. Анатоль, знаток женской красоты, сразу оценил «достоинтво ее рук, плеч, ног и волос». В ней не изменилась только привычка говорить то, что она чувствует, ходить «легкими, стремительными шагами». Памятна ночь в Мытищах, ночь свидания Наташи с умирающим князем Андреем. «Худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». Опять те же глаза! Значит, и Наташа прежняя: милая, добрая, искренняя, любящая. И глаза ее, «налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и с любовью смотрели на него». Позже мы встречаем Наташу, когда ей уже двадцать лет. Прошло сравнительно мало времени, но сколько боли и горя она пережила, даже Пьер не узнал ее сразу. Это уже не трогательная девочка, а «дама в черном платье», но опять ее «внимательный, ласково любопытный взгляд» помог Пьеру увидеть, что это «милое, доброе, славное существо» – Наташа, которую он давно любит. Несмотря на «прежние черные глаза», мы видим, что она «действительно постарела». И вот Наташе двадцать два года. Она стала «сильной матерью», теперь в ней «часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не видно». Очень редко зажигался в ней теперь ранее неугасимый огонь. И в те редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, снова светились все те же черные глаза, и она «бывала еще более привлекательна, чем прежде»… Весь роман Толстого построен с использованием приема антитезы. И поэтому огромное количество персонажей показано в проивопоставлении друг другу, в сравнении. Например, две гигантские фигуры полководцев – Кутузов и Наполеон. Автор изобразил их почти с достоверной точностью, лишь чуточку утрируя в портретной характеристике «минусы» Наполеона и «плюсы» Кутузова. Оба они немолоды. У Кутузова «огромное толщиной тело, с сутуловатой спиной», «с тяжелой, большой, изуродованной головой». Мы видим состарившегося раньше времени человека, призванного руководить защитой Родины и уважаемого автором. И сколько злой насмешки и иронии в описании фигуры тирана и самодура Наполеона: «круглый живот», «жирные ляжки коротких ног». У Кутузова мерная, раскачивающаяся, естественная старческая походка. Наполеон ходит подпрыгивая, часто каждый шаг его отмечен «великим признаком» – «дрожанием икры в левой ноге». О мастерстве Толстого, о совершенстве, которого он достиг в искусстве создания портретной характеристики, писали и говорили многие известные писатели и критики. От их имени М. А. Шолохов сказал: «Толстой недостижим». Можно быть уверенным, что к его мнению присоединяются миллионы и миллионы читателей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Искусство портрета в романе Л Н Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Искусство портрета в романе Л Н Толстого «Война и мир»
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Искусство портрета в романе Л Н Толстого «Война и мир», Война и мир