А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Использование приема антитезы у Л Н Толстого ("Война и мир") и Ф М Достоевского ("Преступление и наказание") - сочинение









Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и мира" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Онпроявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики допостроения системы персонажей и приемов психологического изображения.Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека. В самих заглавиях произведений Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны. Слово "война"означает в "Войне и мире" не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово "мир": миръ как антитеза войне и"мiръ" как общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Войнаи миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеблясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Борисе Годунове": Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса. Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становитсяключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление инаказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле."Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы. Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытываетсвоих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности вовремени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законыжизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своемромане Толстой резко противопоставляет этих персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, сбездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправильность", "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чемантичная красота Элен: жизнерадостный пусть и не к месту смех Наташив тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автортакже противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному. Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее,чем рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон.Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некиеантичные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации. "Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Курагиных. Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуявсю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свойпистолет. В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда неизображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив,непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом:бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны иидеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суднад Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образнойсистемы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершенияпреступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасныхглазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставилотрагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный приемоказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов,для Толстого и Достоевского.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Использование приема антитезы у Л Н Толстого ("Война и мир") и Ф М Достоевского ("Преступление и наказание"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Использование приема антитезы у Л Н Толстого ("Война и мир") и Ф М Достоевского ("Преступление и наказание")
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Использование приема антитезы у Л Н Толстого ("Война и мир") и Ф М Достоевского ("Преступление и наказание"), Война и мир