А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Критерии нравственной оценки личности в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение



Во все времена величайшие умы человечества задумывались над проблемами человеческого бытия и тайнами человеческой души. Эти философские вопросы не могли не волновать Толстого как писателя и как человека.

Я. Н. Толстой прошел свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Он мучительно искал нравственные ориентиры в жизни и нашел их там, где множество людей до него находили ответы на вечные вопросы. В учении Христа, где миром движет любовь, а человек является высшим творением Бога и находится под его защитой, Л. Н. Толстой почерпнул свои философские рассуждения. Христианская мораль всепрощающей любви с ее «непротивлением злу насилия» и поклонением доброте глубоко проникает в сознание и душу писателя. Человек, входящий в этот мир, нравственно чист и прекрасен; душу ребенка не терзают страсти и сомнения. Но Бог создал нашу землю грешной, и грешен живущий на ней человек. И, чтобы искупить свою вину перед Богом, очистить свою душу до чистоты души младенца, необходимо пройти через трудности, жизненные испытания, искушения. И только тогда, когда человек осознает свою вину, возможно его спасение, его возвращение к Богу.
Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия — вот высшая цель, высшее назначение человека.

К этой высшей цели Толстой ведет своих героев романа «Война и мир». Ничто не дает человеку такою глубокого удовлетворения и такой радости, как приведение человеческих душ к Спасителю. Автор искренне любит своих героев. Он не ждет от них идеального поведения или святости. Они, подобно автору, ошибаются, подвергаются жизненным испытаниям. Толстой ставит перед собой задачу проследить, изучить сложную диалектику наитончайшего инструмента — человеческой души. Метод «диалектики души» связан с мировоззрением Толстого, с пониманием им человека как единства «духовного и плотского», «нравственного и естественного». Нравственно чистые и сильные герои Толстого прекрасны и внешне. Княжна Марья некрасива собой, но ее «лучистые глаза» привлекают внимание окружающих. Николай Ростов, когда встречается с княжной, прежде всего обращает внимание на эти глаза. В них он видит всю красоту ее души. Наташа Ростова была «некрасивой, но живой девочкой». Тем не менее, мы не замечает ее «некрасивости». Нас привлекает ее открытость, молодость, веселость и, конечно же, естественность. Толстой различает в человеке «разум» и «сознание» как ощущение своей абсолютной, непреходящей духовной свободы. Воплощением этой духовной свободы и является образ Наташи Ростовой. Она вся — порыв души, а не разум. Она, не задумываясь, готова всю себя отдать людям. Наташа становится живым воплощением прекрасного у Толстого. Все поведение Наташи и ее внутренний мир подчиняются стремлению любить и быть любимой. Она поражает удивительной гармонией естественного и нравственного, захватывающей стихией счастья и бездумным цельным переживанием жизни. Недаром именно любовь к Наташе являлась источником духовного возрождения Андрея Болконского. Она готова всю себя и свои ощущения «выворотить наружу». Именно душу и полюбил в ней князь Андрей.

Наташа— воплощение нравственной чистоты. Она воспринимает окружающий мир таким же ясным и простым, как й ее чистая душа. Достаточно вспомнить первый бал Наташи. Для нее это начало совершенно иной, новой жизни. Она ждет чего-то необыкновенного, сказочного, мечтает стать королевой бала, блистать в новом для нее обществе. И Толстой не дает ее мечтам разрушиться, он оберегает свою героиню, ее юную и чистую душу от разочарований. Сказку, рожденную в ее душе, Толстой делает реальной.

Таким же нравственно чистым и непосредственным предстает перед нами Петя Ростов. Сидя за столом вместе с офицерами отряда Денисова, он находится в восторженном состоянии нежной любви ко всем людям. Его детская душа еще не воспринимает ужасов и страданий войны. Он находится в волшебном царстве, в котором ничто не похоже на действительность. Таким образом, на примере семьи Ростовых Толстой раскрывает такое понятие, как «порода Ростовская». Нравственное начало в человеке зарождается в семье. Мы видим, что каждому из семьи Ростовых присуще желание помочь всем людям. Их отличает душевная доброта и искренняя забота о ближнем. Нравственные истоки их поступков заложены в воспитании.

 
Толстой помогает читателю понять своих героев через психологические портреты. Он выделяет внутренние мотивы поведения и те мысли, которые не выражаются в поступке прямо. Первая встреча князя Андрея с Наташей на балу, казалось бы, не оставила никакого следа в его душе, кроме одной мысли, что «... Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее». И вот уже ход его мыслей течет совершенно по другому руслу. Ему становятся безразличны текущие рутинные дела, он начинает думать о Наташе как об особенной девушке, которая оставила ему приятные воспоминание. Новый мир, чуждый для него, но «преисполненный каких-то неизвестных для него радостей, захватывает князь Андрея, и он находит в нем «новое наслаждение». Андрей Болконский влюблен, и это новое для него чувство открывает не затрагиваемые ранее тайники его души. До встречи с Наташей князь Андрей уже многое повидал и перенес в жизни (разочарование в светской жизни, стремление к славе, смерть жены). Он глубоко разочаровался в окружающем его обществе, которое стало противно ему. Наташа явилась для князя Андрея источником возрождения, пробуждения в нем могучих эмоциональных сил, страсти к жизни (а именно этих черт он был прежде лишен, слишком рассудочна была его прежняя жизнь). Именно через чувство любви к ближнему автор ведет своего героя к самоочищению и самосовершенствованию. В этом философия всепрощающей любви Толстого. F Путь самосовершенствования героев проходит через кровь, смерть и страдания людей на войне. Собственная физическая и душевная боль, а также зрелище страданий других людей ведут Андрея Болконского к пониманию истины о необходимости любить ближнего, прощать ему его грехи и этим приближаться к духовному совершенству. Смертельно раненый князь Андрей понимает, что ему осталось пройти последний путь, но он уже не боится смерти, так как сумел превозмочь душевные страдания, а физические его уже не страшат. Именно перед смертью Болконский начинает более глубоко понимать Наташу, перед ним открывается вся глубина ее души. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде», — говорит он. Война послужила именно тем испытанием для Андрея Болконского, которое необходимо для нравственного самоочищения человека на его пути к познанию истин божьих. «Любить человека дорогого можно человеческой любовью, но только врага можно любить любовью божеской». Любимые герои Толстого — люди с тонкой думой, которые чувствуют природу, ощущают себя ее частицей, стараются быть в гармонии с ней. Для князя Андрея голубое небо и огромный, в два обхвата, дуб, являются не просто частью природы, а явлением одухотворенным и живым. Князь Андрей, Пьер, Петя Ростов пытаются излить свои чувства и переживания окружающему их миру, природе. Поэзии взволнованного чувства приобретает форму музыкальных переживаний, жизнь предстает музыкальной гармонией, а природа — храмом красоты. И чаще всего к небу, символу всего идеального, божественного, обращено внимание героев. Голубое и ясное небо у Толстого — это связь героя с Богом, шаг к самоочищению. В своем романе Толстой показал путь человека к нравственному самоочищению. У каждого героя в романе своя судьба, свои поиски смысла жизни, жизненных идеалов. Но все они так или иначе приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Критерии нравственной оценки личности в романе Л Н Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Критерии нравственной оценки личности в романе Л Н Толстого «Война и мир»
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Критерии нравственной оценки личности в романе Л Н Толстого «Война и мир», Война и мир