А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мастерство изображения народной жизни в романе Л Толстого «Война и мир» - сочинение

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - 
В Россию можно только верить. 
Ф. И. Тютчев

Слово «народ» сопровождает нас с того момента, как мы вступаем в сознательную жизнь. В школе нас, учеников, приучают к тому, что, с одной стороны, — это понятие означает что-то всепобеждающею и значительное. Часто слышится: «Наш народ достиг», «усилиями всего народа», «народные представители решили...» Но, с другой стороны, понятие «народ» употребляют в негативном плане — это пьяные, тупые лица, в адрес которых звучат слова презрения. Невольно приходишь к мысли: «Как можно объединять понятием «народ» профессора и пьяного получеловека, валяющегося у дверей магазина?» Конечно, большая благодарность русским писателям, которые помогли разобраться в таком понятии, как народ. Спасибо Ф. М. Достоевскому, что помог полюбить бедняка, у которого через грубую внешнюю оболочку просвечивает добрая, искренняя, пытливая душа. Пропало пренебрежение к ватникам, сапогам, мешкам, неухоженным рукам и простым лицам, ибо они, люди черного труда, часто лучше и чище многих холеных прожигателей жизни. Настоящий интеллигент, как я вывела из своих наблюдений, это тот, кто не разделяет себя и народ.

I. Слова «чудесный, бесподобный народ!» в романе Л. Н. Толстого произносит полководец и прекрасный русский человек М. И. Кутузов, разделивший вместе с русским солдатом на Бородинском поле («судьбу страны в годину испытания». Почему именно он охарактеризовал так всех, кто собрался в кульминационный момент войны под Москвой? Л. Н. Толстой любил и уважал в Кутузове простоту, добро и правду, христианскую душу, мудрость и отеческое отношение к воинству, сделав антитезой эгоцентризма, вседозволенности Наполеона — «европейского героя» — русского полководца, слившегося духом своим с нацией.

Л. Н. Толстой, как он сам писал, больше всего в романе любил «мысль народную» вследствие войны 1812 г. Всю свою жизнь он, граф, потратил на то, чтобы преодолеть в себе превосходство над простым людом, данное ему графским происхождением. Может быть, именно это и помогло ему так мастерски создать собирательный образ народа в романе «Война и мир».

Кого же объединяет Л. Н. Толстой понятием «народ»? Не только крестьян, купцов, мелкое духовенство, ремесленников, но и лучшую часть дворянства, бытом своим, интересами, воззрениями связанную с жизнью нации в целом. Курагины показаны в чопорном Петербурге вблизи двора, а Ростовы — в хлебосольной Москве на святках и на охоте в деревне. Есть в главах, посвященных дядюшке, еще одна существенная черта. Словно продолжение того, что видели и пережили Наташа и Николай на охоте, , звучит охотничья песня:
Как со вечера пороша Выпадала хорошо...

Да и само исполнение этой песни отвечает народному духу: «Дядюшка пел так, как поет народ... этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош». Наташе, тонкой и чуткой натуре, песни дядюшки кажутся верхом музыкальной прелести. Песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исконное, родное, о чем она, быть может, не знала и не думала, и что живо проявилось в ее пляске. И дело, конечно, не только в искусстве танца. Дело в том, что Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».


 
Князь Андрей и Пьер Безухов через трагические ошибки, мучительные сомнения приходят к пониманию народной правды. Вместе с Пьером мы едем по Можайской дороге туда, где решалась судьба России в 1812 году — на Бородино. Смешной, очень штатский, в своей белой шляпе он впервые слышит: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва!» Потом на батарее Раевского вместе с ним будет подносить' снаряды, дышать дымом и гарью, слушать шутку солдат над шляпой, но не уйдет, потому что его захватит азарт боя, а главное, новая мысль для нашего интеллигентного сознания: «Сопрягать надо!» свою жизнь, себя, любимого, и эти множества жизней, которые самозабвенно трудятся на попе брани. Именно на войне.Пьер понимает огромный смысл своего приобщения к национальной судьбе. Теперь он, не раздумывая, может сказать «Я народ». Л. Н. Толстой размышляет над правдой простого человека, христианина, и как-то особенно проникновенно пишет о его духовном здоровье, христианском отношении ко всему, роевом чувстве единства со всеми. Его жизнь имела смысл только как частица целого. Именно это чувство, эта правда делала Платона Каратаева свободным даже в плену. Самое важное здесь — занятость Платона, завершенность всех его движений. Язык Платона — народный. «Э, соколик, не тужи, — сказал он с тою нежно- певучею лаской, с которой говорят старые русские бабы». — «Ну, буде, буде». Другая особенность его народной речи — насыщенность пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда», «Москва — она городам мать». Но толстовская «мысль народная» ведет нас дальше. К Народ воплощен и в образе Тихона Щербатого, народного мстителя. Он сознательно поднял «дубину народной войны». Щербатый изначально может показаться антиподом Платона Каратаева, но это не так. Просто они изначально разные. Платон — идеолог, Тихон — практик. Крестьян в селе Богучарово также можно назвать практиками. Они отказались ехать с княжной Марьей в Москву и связались с французами. Но писатель не называет их предателями, говоря о глубоко скрытой причине такого поведения крестьян. Богучаровский бунт не предательство и не был вызван отсутствием чувства патриотизма у крестьян. Возможно их бунт— это простое желание сохранить свою землю, все то, что было им дорого. Бросить все и уйти — просто, сложнее потом вернуться на исковерканные земли, и начать все заново. По-своему правы и те, кто решает сжечь свое добро, как купец Ферапонтов, и те крестьяне из села Богучарово, и старостиха Василиса, и многие другие. Б Толстой показан нам русский народ, его силу и мощь, его единство, которое прошло проверку страшной войной 1812 года. «Вам трудно, да все же вы дома, а они — видите, до чего дошли, сказал он, указывая на пленных. Хуже нищих. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди» — в этих словах Кутузова заключена вера в народ, в его милосердие. Читая «Войну и мир», невольно начинаешь ощущать себя частью огромной и великой силы, имя которой — русский народ. Начинаешь осознавать, что несмотря ни на что, мы живем в замечательной стране.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мастерство изображения народной жизни в романе Л Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Мастерство изображения народной жизни в романе Л Толстого «Война и мир»
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Мастерство изображения народной жизни в романе Л Толстого «Война и мир», Война и мир